Загадки - это великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Мудрость была в почете всегда. Особенно это видно в русских народных сказках. Попробуйте проверить свою догадливость и сообразительность. Попробуйте поиграть с детьми в "угадалалки". 1.Стою на крыше - всех труб выше.
антенна
2.Всех на свете обшивает, а сама не надевает.
иголка
3.Хоть сама - и снег и лед, а уходит - слезы льет.
зима
4.Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки.
стол
5.Белый камушек растаял, на доске следы оставил.
мел
6.Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.
время
7.Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная, на Новый Год я главная.
ёлка
8.Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок,
может плавать и нырять, как его родная мать.
утенок
9.По полю скачет - ушки прячет.
Встанет столбом - ушки торчком
заяц
10.Листья падают с осин, мчится в небе острый клин.
осень
11.В нашей кухне целый год, Дед Мороз в шкафу живет.
холодильник
12.Золотое решето, черных домиков полно.
подсолнух
Загадка - это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Загадки разнообразны по своему содержанию. Часто они носят описательный характер, включающий главные качества предметов или действий:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
(Чайник)
Загадка может выглядеть как вопрос:
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
Как правило, загадки оформляются в виде небольших стишков определенного ритма:
Ползет наоборот,
Задом наперед.
Все под водой
Хватает клешней.
(Рак)
В процессе обучения детей отгадыванию загадок необходимо учитывать ряд факторов:
а) доступность тематики и содержания загадок;
б) поэтапность работы.
Так, сначала необходимо провести предварительную беседу об изучаемом предмете, рассмотреть его, выделив характер- ные признаки. Далее читается загадка, при этом имитируются соответствующие действия:
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
Отчего беднягу бьют —
Оттого, что он надут.
(Мяч)
Чтобы помочь детям отгадать загадку, в качестве зрительной опоры на столе раскладывают картинки, среди которых находится карточка-отгадка. Любят дети стихотворные загадки с рифмованной отгадкой:
Встает на заре,
Поет во дворе.
На голове гребешок.
Кто же он?
(Петушок)
Так как дошкольники плохо понимают метафоричность выражений, ориентируются в основном на прямой смысл слов, полезно начинать обучать детей отгадывать загадки в процессе практических наблюдений за явлениями окружающей жизни.
Зимой лежал, а весной в речку побежал.
(Снег)
Нижеприведенные загадки взяты из сборника Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. - М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. - 96с. (В помощь логопеду).
Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.
дождь
Кто это такой садовник — Полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы, Вымыл травы и цветы?
дождь
Один льет, другой пьет, Третий — зеленеет и растет.
дождь, земля, трава
Конь бежит, Земля дрожит.
гром
Сперва — блеск, За блеском — треск, За треском — плеск.
молния, гром, дождь
Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко, — Стало видно далеко!
туман
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, - Ищем, ищем, не найдем!
роса
Рассыпался горох На семьдесят дорог. Падает горошком, Скачет по дорожкам.
град
Без рук, без ног, Подокном стучится, В дом просится.
ветер
Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже - Тем дождик ближе.
облака
Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, А зовут меня... -
луна
В голубой станице Девица круглолица. — Ночью ей не спится, — В зеркало глядится.
месяц
Разноцветное коромысло Над рекой повисло.
радуга
Бел, да не сахар, Ног нет, а идет.
снег
У нас под самой крышей Белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.
сосулька