Игры Никитина способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенкаБорис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. На примере собственных детей Б.П. и Л.А.Никитины убедились, что "первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже". Что делать родителям, которые хотят, чтобы ребенок своевременно и полноценно развивался в младенчестве и дошкольном возрасте? Опыт Никитиных доказывает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Игры Никитина, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, - неотъемлемая часть этой среды.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Б.П.Никитин
Один из основных принципов обучения по играм Никитина - от простого к сложному. Творческие развивающие игры Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
9. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
10. Игры Никитина позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
Игры Никитина для развития творческих сторон интеллектаВ развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
* игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста,
* задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей,
* ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи,
* игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества,
* играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Эти пять пунктов соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей. Именно благодаря этому игры Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. источник
Если ты споришь с идиотом, вероятно тоже самое делает и он
Дата: Понедельник, 04.05.2009, 13:26 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные
СЛОЖИ УЗОР Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье -- придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.
Игра Никитина Уникуб: эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространстваЭти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6. Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению?
Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
Чтобы предлагать ребенку эту игру, родителям надо представлять себе, различает ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета или нет, складывает ли из кубиков "поезд" и "башню", может ли уложить "площадку", построить "дом" или "лесенку".
Задания в "Уникубе" трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания и реже 2-3, в зависимости от возможностей малыша.
Задания по Уникубу детям можно давать как с помощью рисунка, так и устноЗадания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словесное объяснение, но это не означает, что надо соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться. Только тогда, когда вы убедитесь, что малыш может сложить и "малый куб синего цвета" (из 8 "синих трешек") и "большой куб красного цвета" (из 27 кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме, как задавать задание: устно или графически. Иначе говоря, надо подводить ребенка к такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания как в устной форме, так и в форме рисунка.
И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший - лицо, тоже заинтересованное в успехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачами, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и постигла неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа, "неприступный лед" будет сломан. Правда, трудно ждать, когда малыш сам найдет решение, но наберитесь терпения... и обязательно похвалите ребенка за успех. И помните - иногда подсказка взрослого равносильна обиде.
Желательно вести запись достижений ребенка: какие выполнял задания и сколько затратил на них времени, какие задания вызвали у него трудности. источник
Если ты споришь с идиотом, вероятно тоже самое делает и он
Кубики для всех Игра Никитина Кубики для всехИгра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими десятками способов! Правила игры похожи на правила игры в Уникуб.
Занятия начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна),Кубики для всех: от простого к сложному которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель. Первая часть представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания - на какие фигурки его можно расчленить, а вторая - синтез, сначала мысленный, а потом предметный.
Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Кстати, по заверениям многих родителей, эта игра слишком сложна для них. Однако ребенок увлекается придумыванием новых моделей, а потом и составлением заданий для взрослых. источник
Если ты споришь с идиотом, вероятно тоже самое делает и он
Игра Никитина ДробиПредставление о дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит, например, половину яблока или его четверть. На равные части можно разрезать пирог или круглый торт.
Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях.
Если ты споришь с идиотом, вероятно тоже самое делает и он
Стул, сложенный из кирпичиковИгра знакомит детей с основами конструирования и черчения, развивает внимание, пространственное мышление, способность к анализу и самоконтролю.
В комплект входят 8 одинаковых деревянных брусков и блокнот с заданиями. Первые задания просты и предусматривают использование лишь двух элементов. Это позволяет использовать игру даже с трехлетними малышами. Последующие задания расположены по возрастанию сложности, что соответствует основному принципу развития "От простого к сложному".
Игра Никитина КирпичикиВы можете с каждым заданием: построить модель по чертежу, построить модель по эскизу и сделать чертеж, придумать собственную модель и сделать чертеж.
Для самоконтроля предусмотрены подсказки в виде эскиза в "объеме" для каждого задания. Вместе с ребенком необходимо сравнить выполненное задание с соответствующим эскизом. источник
Если ты споришь с идиотом, вероятно тоже самое делает и он
В игре "Сложи квадрат" нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали. Б.П.Никитин
Игра Сложи квадрат представлена тремя вариантами различной степени сложностиЭта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.
Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Таким образом, в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.
Игра "Сложи квадрат" представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.
Если ты споришь с идиотом, вероятно тоже самое делает и он
А моей дочке очень нравится складывать квадраты. Мы их покупали в новом магазине на пр-те Мира "Мир детства", а еще я знаю, что подобные игрушки есть в магазине "Стрекоза" около м."Фрунзенская". И через интернет их можно заказывать (убирайте звездочки): http://www.igra***-nikitin.ru/zakaz.html http://www.rebe***nok.com/catalog/1058/1065/ и т.п. Моей дочурке 4.5 года
Сообщение отредактировал kety - Среда, 10.03.2010, 15:11
Эту игру можно сделать самому, у меня в детстве были самодельные (папа делал). Берется 16 кубиков одинакового размера, стороны красятся в цвета: желтый, синий, белый, красный. 2 оставшиеся стороны делятся пополам по диагонали (получается 2 треугольника), одну сторону красим в синий и желтый, другую в красный и белый. Картинки должны быть в масштабе 1:1 (в натуральную величину то есть ), мне папа рисовал на ватмане, но теперь и на принтере можно распечатать
Супер!!! Спасибо за тему я это искала. С нами мама в детстве по их системе занималась до сих пор помню дроби и кубики для всех. Думаю моему ребёнку тоже понравится. Нам папа сам всё делал дроби - из картона и цветной бумаги, кубики мы сами тоже обклеивали\раскрашивали и склеивали в разные фигуры - тоже своего рода игра была. [/url] мой пристрой
Наша любимая игра "Сложи квадрат" всех ступеней, для того, чтобы интереснее было, рассказываю, что это домик многоэтажный с окошками и в каждом живёт семья, где-то есть только мама и папа (из 2 частей), где-то ещё малыш, малышка, бабушка и т. д.-мы всех укладываем спать, потому что уже вечер и им пора поместиться в свой домик
Дата: Воскресенье, 27.11.2011, 23:03 | Сообщение # 13
Группа: Удаленные
Спасибо за статью, о многом даже не догадывалась. Для Сложи узор мы еще маленькие. Думаю, через год-два может попробовать. Пока что купили самые простые дроби Никитина. Вот такие:
Моему тоже нравится "Сложи квадрат", а вот "сложи узор" пока не очень ему интересно, попробуем попозже
А все ли знают, что Никитины в Болшево жили-живут, а их дети(большинство) тоже в Королёве остались? очень мне нравятся их книги сейчас создали сайт,где можно их прочесть он-лайн,посмотреть документальные фильмы.. вот кажется столько времени прошло,но и сейчас почти всё о чём они говорили,писали актуально)
Сообщение отредактировал Velena999 - Понедельник, 21.01.2013, 03:11
Игры замечательные, а сейчас они еще и в новых упаковках появились. Недавно семья Никитиных открыла свой интернет-магазин, где они продают игры собственного производства http://www.igry***nikitinyh.ru Особенно, нам понравился новый дизайн игры Сложи квадрат
В студии "Семейные ценности" внучка Б. Никитина Александра Коптева проводит занятия по играм Никитиных. И делает она это виртуозно. Не у всех получается заниматься с детьми дома. Так что - имейте в виду.
возможно на таких занятиях детки и хотят учиться, но я купила эти карточки и мои дети не захотели заниматься. думаю я виновата. что-то не так обьясняла.