Первая ошибка в воспитании, которая пришла к нам из прошлого – влиять на ребенка через устыжение. Как знакома многим фраза: «Как тебе не стыдно!» Так или иначе, наверное, каждый из родителей хоть раз прочувствовал на себе чувство стыда, будучи ребенком. Переживать стыд сродни желанию провалиться сквозь землю, или помягче – опустить глаза. Это чувство парализует, убивает инициативу, активность, а самое главное – способность мыслить самостоятельно. И это всё мы, взрослые, прививаем ребенку в довесок к воспитанию послушания через стыд. Такую цену мы платим за несделанное домашнее задание или за запачканные штанишки? Стоит ли одно другого?
Вторая ошибка из прошлого – воспитание через чувство вины. Иногда родители открыто обвиняют ребенка: «Сам виноват, не хотел стараться (например)…» и т.п. И так изо дня в день. Ребенок в итоге начинает верить, что он никчемный, ни на что не годен. А может быть и иначе, но с тем же эффектом. Родители из «лучших» побуждений постоянно указывают ребенку на его промахи, игнорируя успехи (а успехи обычно маленькие, не очень заметные), чтобы он исправлялся. А ребенок каждый день узнает, что он не справляется. И чтобы быть хорошим, надо делать, как говорят. Ребенок перестает слышать самого себя, начинать жить не свою, а чужую, «правильную». Отсюда – утрата интереса, вкуса к жизни, депрессии во взрослом возрасте.
Еще один «действенный» способ влияния – устрашение. Чувство страха бывает разным. Полезным – когда предупреждает об опасности (сигнальный страх). Но бывает, когда страх парализует и превращает человека в безвольное, покорное существо. То же происходит и ребенком, когда его запугивают. С точки зрения сиюминутного момента – это то, что надо – на 100% послушный ребенок! Но со временем он не сможет и шагу ступить без вас. Готовы ли вы всегда решать за него? Зачем растить «инвалида», скованного по рукам и ногам чувством страха?
Итак, три основные, стратегические ошибки воспитания:
УСТЫЖЕНИЕ,
ОБВИНЕНИЕ,
ЗАПУГИВАНИЕ
Теперь о некоторых частных или тактических ошибках. Другие времена, новые времена проявляются в том, что прошло время стабильности и гарантий. Многие родители почувствовали неуверенность в завтрашнем дне, необходимость принимать решения и нести ответственность за них. Жизнь заставляет каждый раз взрослых решать «взрослые задачи». Это – серьезная эмоциональная нагрузка. Ведь приходится сталкиваться с неудачами, промахами при отсутствии понимания и поддержки. Приходишь домой, и тут отдыха нет! И двойка или грязные штанишки могут стать последней каплей, переполнившей чашу. А на ком проще сорвать зло? Конечно же, на том, кто послабее.
Итак, часто причиной ссор является свой негатив, а не ребенок с его проступками. Но не все срывают свою злость на детях. Этого не делают часто те, кто будучи детьми от этого сами пострадали и уже давно решили: «В моей семье будет иначе!» Эти родители как «не надо» знают, а как «надо» - нет. Новых средств взаимодействия нет, они ничего не делают. Но до поры до времени. Пока ребенок на голову не вылезет. А уж тут в ход начинает идти старая артиллерия. То самое насилие, от которого родители хотели отказаться. После сами же себя винят и жалеют своего бедного ребенка.
Отсюда вытекает следующая ошибка – непоследовательность в воспитании. Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать. Такой подход подрывает основы основ – ощущение безопасности и доверие к миру. Часто непоследовательность особо ярко проявляется в подходах к воспитанию у отцов и матерей. Как правило, мамы больше склонны жалеть и меньше требовать, принимать со всеми достоинствами и недостатками, т.е. руководствуются безусловной любовью - люблю просто так. Папы чаще своим отношением способствуют развитию. Они поощряют успехи, достижения и руководствуются условной любовью – любят за что-то. И то и другое для ребенка важно. Безусловная любовь создает надежду и доверие к миру. Это основа основ. Условная – показывает путь развития. Эти функции в реальной семье чередуются, нет четкого распределения между матерью и отцом. Но важно и материнское начало и отцовское начало.
Разница во взглядах на воспитание может корениться и в детстве самих родителей. Воспитывая своего ребенка, родители часто удовлетворяют свои детские нереализованные желания и потребности. Понятно теперь откуда несовпадение. Ведь каждый поет свою песню: каждый из разных семей, от разных отцов и матерей, у каждого своя личная история.
Еще одна ошибка – неадекватность требований. И здесь несколько моментов:
Требуют то, что не умеют сами, с поправкой на свой возраст. Грубый пример: ребенок приносит плохие оценки, а родитель плохую зарплату. У кого ему научиться?
Требуют то, что ребенок не может в силу своих возрастных ограничений. Например, самостоятельно распоряжаться своим временем и все успеть сделать, будучи в первом классе.
Требуют «правильные вещи», но делают это неправильно – продавливают, вместо того, чтобы посеять зерно и взрастить его. И сделать это терпеливо, но раз и навсегда. Дальше урожай будет собирать ребенок уже сам.
Есть отличная книга: Некрасовы "Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти", там всё на практических примерах разъяснено. Взять можно, например, тут: http://lib.rus.ec/b/159668
Блин, и никаких рецептов! Мне во всех этих статьях и и подобных книгах, не нравиться отсутсвие примеров... А то все неправильно, а как надо, на пальцах объяснит не могут.
фигня это всё... каждая мать сама знает как воспитывать своего ребёнка... я конечно не говорю, что запугивать и наказывать это правильно, но иногда без этого никак. А следовать общепринятым принципам в воспитании СВОИХ детей, это как то.... Как клонирование.
Да, а еще частые оценки: "это хорошо сделал,- а это-плохо". Вместо этого надо бы предложить, показать как именно надо сделать, или сказать"мне нравится, как ты сделал", "я рада, что ты так сделал". А в некоторых случаях вообще бы вмешиваться не надо. Сидит себе дитя, делом занимается, ни помощи, ни совета не просит. Какая кому разница, что он, допустим, перчатки себе на ноги натягивает или хвост зайчику на голове рисует. Его личное дело! Мне нравится, как Юлия Борисовна Гиппенрейтер пишет в книгах «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?».
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]