Автор: Нарица Неля Ивановна - психолог, психотерапевт
Первая ошибка в воспитании, которая пришла к нам из прошлого – влиять на ребенка через устыжение. Как знакома многим фраза: «Как тебе не стыдно!» Так или иначе, наверное, каждый из родителей хоть раз прочувствовал на себе чувство стыда, будучи ребенком. Переживать стыд сродни желанию провалиться сквозь землю, или помягче – опустить глаза. Это чувство парализует, убивает инициативу, активность, а самое главное – способность мыслить самостоятельно. И это всё мы, взрослые, прививаем ребенку в довесок к воспитанию послушания через стыд. Такую цену мы платим за несделанное домашнее задание или за запачканные штанишки? Стоит ли одно другого?
Вторая ошибка из прошлого – воспитание через чувство вины. Иногда родители открыто обвиняют ребенка: «Сам виноват, не хотел стараться (например)…» и т.п. И так изо дня в день. Ребенок в итоге начинает верить, что он никчемный, ни на что не годен. А может быть и иначе, но с тем же эффектом. Родители из «лучших» побуждений постоянно указывают ребенку на его промахи, игнорируя успехи (а успехи обычно маленькие, не очень заметные), чтобы он исправлялся. А ребенок каждый день узнает, что он не справляется. И чтобы быть хорошим, надо делать, как говорят. Ребенок перестает слышать самого себя, начинать жить не свою, а чужую, «правильную». Отсюда – утрата интереса, вкуса к жизни, депрессии во взрослом возрасте.
Еще один «действенный» способ влияния – устрашение. Чувство страха бывает разным. Полезным – когда предупреждает об опасности (сигнальный страх). Но бывает, когда страх парализует и превращает человека в безвольное, покорное существо. То же происходит и ребенком, когда его запугивают. С точки зрения сиюминутного момента – это то, что надо – на 100% послушный ребенок! Но со временем он не сможет и шагу ступить без вас. Готовы ли вы всегда решать за него? Зачем растить «инвалида», скованного по рукам и ногам чувством страха?
Итак, три основные, стратегические ошибки воспитания:
- УСТЫЖЕНИЕ,
- ОБВИНЕНИЕ,
- ЗАПУГИВАНИЕ
|
Теперь о некоторых частных или тактических ошибках. Другие времена, новые времена проявляются в том, что прошло время стабильности и гарантий. Многие родители почувствовали неуверенность в завтрашнем дне, необходимость принимать решения и нести ответственность за них. Жизнь заставляет каждый раз взрослых решать «взрослые задачи». Это – серьезная эмоциональная нагрузка. Ведь приходится сталкиваться с неудачами, промахами при отсутствии понимания и поддержки. Приходишь домой, и тут отдыха нет! И двойка или грязные штанишки могут стать последней каплей, переполнившей чашу. А на ком проще сорвать зло? Конечно же, на том, кто послабее.
Итак, часто причиной ссор является свой негатив, а не ребенок с его проступками. Но не все срывают свою злость на детях. Этого не делают часто те, кто будучи детьми от этого сами пострадали и уже давно решили: «В моей семье будет иначе!» Эти родители как «не надо» знают, а как «надо» - нет. Новых средств взаимодействия нет, они ничего не делают. Но до поры до времени. Пока ребенок на голову не вылезет. А уж тут в ход начинает идти старая артиллерия. То самое насилие, от которого родители хотели отказаться. После сами же себя винят и жалеют своего бедного ребенка.
Отсюда вытекает следующая ошибка – непоследовательность в воспитании. Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать. Такой подход подрывает основы основ – ощущение безопасности и доверие к миру. Часто непоследовательность особо ярко проявляется в подходах к воспитанию у отцов и матерей. Как правило, мамы больше склонны жалеть и меньше требовать, принимать со всеми достоинствами и недостатками, т.е. руководствуются безусловной любовью - люблю просто так. Папы чаще своим отношением способствуют развитию. Они поощряют успехи, достижения и руководствуются условной любовью – любят за что-то. И то и другое для ребенка важно. Безусловная любовь создает надежду и доверие к миру. Это основа основ. Условная – показывает путь развития. Эти функции в реальной семье чередуются, нет четкого распределения между матерью и отцом. Но важно и материнское начало и отцовское начало.
Разница во взглядах на воспитание может корениться и в детстве самих родителей. Воспитывая своего ребенка, родители часто удовлетворяют свои детские нереализованные желания и потребности. Понятно теперь откуда несовпадение. Ведь каждый поет свою песню: каждый из разных семей, от разных отцов и матерей, у каждого своя личная история.
Еще одна ошибка – неадекватность требований. И здесь несколько моментов:
Требуют то, что не умеют сами, с поправкой на свой возраст. Грубый пример: ребенок приносит плохие оценки, а родитель плохую зарплату. У кого ему научиться?
Требуют то, что ребенок не может в силу своих возрастных ограничений. Например, самостоятельно распоряжаться своим временем и все успеть сделать, будучи в первом классе.
Требуют «правильные вещи», но делают это неправильно – продавливают, вместо того, чтобы посеять зерно и взрастить его. И сделать это терпеливо, но раз и навсегда. Дальше урожай будет собирать ребенок уже сам.
|