Как часто мамы задаются вопросом - что делать с ребенком в течение дня? Как играть? Во что играть? А иногда даже кажется маме, что ну как играть, у нее дел полно, и обед надо приготовить, и убраться, и постирать - а тут еще и игры. Но на самом деле все очень просто. Ребенку для нормального развития достаточно, чтобы мама в день проводила с ним пять вещей. Назовем их пять игр. ЧТобы нам проще было запомнить, мы с вами сейчас возьмем пальчики, у нас их пять, и разложим по пяти пальчикам - что важно в течение дня.
1. Книжка. В течение дня нужно с ребенком прочитать одну книжку. Не обязательно читать ее всю, не старайтесь прям до конца дочитать сказку - читайте, пока у ребенка сохраняется интерес. Даже если вы почитали всего пять минут - это уже очень много. Пусть недолго, немножечко, капельку, только чтобы интерес вошел в него (ребенка). Только чтобы красивые слова, картинка в памяти осталась. Тогда и завтра ребенку захочется еще почитать - потому что это будет то, что запомнилось приятным. Вообще, все, что вы делаете с ребенком должно ассоциироваться у него с радостью, тогда и детство будет действительно сладким. Если чего-то ребенок делать не хочет, от чего-то он отказывается (напрмер, многие дети не любят одеваться, чтобы идти гулять) - попробуйте обыграть это действие так, чтобы ему (ребенку) стало интересно. Придумайте сказку, спойте ему песенку во время одевания - отвлеките от неприятного занятия, и со временем оно станет приятным для него. И очень важно, конечно же, радоваться вместе с ребенком - если вам до смерти не хочется читать книжку, а вы заставляете себя потому что так надо - ваш ребенок почувствует это и конечно же ничего из чтения хорошего не выйдет. Но мы отвлеклись. Какие книжки читать с малышом? Те, в которых простые, яркие, понятные ребенку, радостные иллюстрации. Я не могу привести много примеров, я не очень хорошо знаю сейчас рынок детских книг, но например, книжки Сутеева можно читать все.
2. Развивающая игра. Это любая игра, в которой ребенку нужно подумать. Играть в нее можно где угодно, не обязательно для этого назначать место или время, и тем более не надо усаживать ребенка со словами "сейчас мы с тобой поиграем вот в это". Играйте там, где удобно вам и ребенку. Например, мама делает что-то на кухне, тут же крутится малыш, и вот если мама ему в этот момент дает например коробочку и ложки - большие и маленькие. И показывает, что в коробку можно ложки складывать, но в нее влезают только маленькие, а большие (как через минуту убеждается ребенок) не влезают - это уже развивающая игра. Подумайте, вы наверняка в течение дня много раз играете в такие игнры - предлагает ребенку закрыть банку, или попробовать вставить один стаканчик в другой - все игры, где включаются процессы мозга, такие как обобщение, анализ, сравнение и другие - все эти игры могут считаться развивающими. Сейчас много и уже готовых развивающих игр - от обыкновенных сортеров и пирамидок до больших развивающих центров. В них тоже можно играть. Еще один важный момент, о котором часто забывают родители - в любу. игрушку нужно проиграть вместе с малышом. Часто можно услышать такую фразу "В доме игрушек полно, а он ни во что не играет. Уж не знаем, что ему и нужно", А малыш просто не знает, что делать с этими игрушками. Поэтому важно в каждую новую игрушку хотя бы раз сыграть вместе с ним. Купили кубики - постройте ему башню, куклу уложите спать, покормите и повозите в коляске и так далее. У нас будет потом более подробный разговор о том, как играть в игрушки, сейчас мы не будем на этом останавливаться, и если у вас появятся вопросы - как и во что играть - мы поговорим о них в следующей статье.
3. Подвижная игра. Очень важна для полноценного развития малыша, играть можно где угодно - лучше на прогулке, особенно если это прогулка в выходной день с папой - с папой обычно бегать и прыгать даже интереснее. Полчаса беганься-прыганья-лазанья в день - и развиваются все группы мыщц, не говоря о радости совместного дураченья (вы же не будете скучно заниматься физкультурой - вы просто играете). Даже обычная игра "догоню, догоню", которую так любят наши малыши уже считатся подвижной.
4. Сюжетная игра. Очень важный аспект развития ребенка - сюжетные игры. На сюжетных играх малыш учится себя вести, учится социализации, учится быть успешным в жизни. Сюжетные - это любые игры, в которых что-то происходит. Например, покормить мишку (и мишка говорит спасибо после еды, и просить дать ему еще), уложить куклу спать, детям постарше - приготовить с куклой обед, построить кукле башню или дом, и так далее.
И последний, но наверное самый важный пункт - самостоятельная игра. Это очень важный этап развития, к сожалению, часто родителями несчитается важным, и не ставится во главу угла, и некоторые родители даже стараются занять ребенка все свободное время. То есть они отдают себя в распоряжение ребенка и становятся как бы частью его жизни. У таких мам потом ребенок и очень беспокойно спит, и не отпускает маму никуда, и очень слабо социален. Свободное время должно быть. Во-первых, чтобы ребенок привыкал к самостоятельности, а во-вторых, чтобы он осваивал мир. В освоении мира заложен ряд функций, которые развиваются на этом этапе.
Приведу маленький пример: ребенок ползет по полу, ведя машину. У него в голове выстраиваются несколько позиций, несколько сюжетных линий вот так нужно проехать, под стулом завернуть, и может быть, еще куда-то заехать. В это время работает несколько мыслительных функций - работает анализ (анализирует путь), сравнение (достаточна ли машина, чтобы пролезть именно под стул - поместится ли она там), это нам кажется, что он просто - дррр - проехал с машиной, на самом деле работает очень много процессов., тем самым развиваясь и совершенствуясь. И вдруг мама, для которой, возможно режим важнее (что, конечно печально), она говорит: "Все, надо кушать. Пойдем" - берет ребенка и уносит его. Хотя иногда ребенок сопротивляется, иногда не сопротивляется - это зависит от темперамента ребенка. Что в это время происходит? Происходит блокирование, процесс прерван на самом важном месте. Развитие на секунду застопорилось, этой секунды достаточно, чтобы часть (очень маааленькая) часть процессов была замедлена для дальнейшего развития. И вот так, не уважая ребенка, не давая ему, чтобы он развивался сам, мама зачастую блокирует мыслительную деятельность, а потом удивляется - что он такой непонятливый растет. Часто можно услышать "ну что-то вот непонимает, никак не может усвоить". Потом ему очень сложно бывает в школе, потому что все это (работа мыслительных процессов) закладывается в раннем детстве. Что же нужно делать? Во-первых, дать ему довести игру до конца. Если вам очень уже приспичило срочно покормить его, тогда попросите его закончить. Завести машину в гараж, или еще что-нибудь. Закончить. Попросить "Давай заканчивай, и мы стобой будем кушать".
Если же ребенок увлекся игрой - ни в коем случае, никог не прерывайте его. Нет ничего важнее развития и совершенствования вашего ребенка. Никакой режимный момент (вы сейчас слушая меня возможно думаете - ага, вот мне надо в садик собираться, вот я на работу опаздываю, а он разыгрался. Ну, конечно, можно и так сказать, что работа важнее. Но если подумать более глобально - нет ничего важнее развития вашего ребенка. Ну и потом, попробуйте планировать так день, чтобы в игрушки он не влезал уже когда вы куда-то спешите.)
Итак: если ребенок увлекся, занялся, если ему что-то интересно, что-то он разбирает, куда-то пополз, куда-то пошел, что-то разглядывает - постарайтесь убрать себя. Наблюдайте тихонечно, издалека, боковым зрением. Не вмешивайтесь, не спрашивайте "а что ты тут делаешь?" "А во что ты играешь?". Не надо навязывать себя нам взрослым, детям, когда они чем-то заняты. Потому что это очень важный процесс развития. Без этого мы не получим самостоятельного мыслящего человека.
Итак, смотрите, мы с вами сейчас взяли пальчики, у нас их пять, и разложили по пяти пальчикам - что важно в течение дня.
1. Книжка. И опять-таки, помните, что недолго, немножечко, капельку, только чтобы интерес вошел в него (ребенка). Только чтобы красивые слова, картинка в памяти осталась. 2. Развивающая игра. И опять-таки, не нужно усаживать или говорить "пойдем заниматься" - поиграйте там, где ему удобно - если на кухне, пусть будет на кухне. 3. Подвижная игра. Это очень важная вещь, где нужно побегать, попрыгать, полазить. 4. Сюжетная игра. Без сюжета, как я уже напонимаю, не будет социальности у ребенка, 5. Свободное время.
Вот пять пальчиков - пять функций. И даже если они занимаю по двеминутки - этого достаточно. Не загружайте себя. Пусть ваш день будет спокойным и радостным. И если мамочка будет в течение дня прям считать по пальцам -вот сейчас я сделала это, сейчас я сделаю это - ей станет намного легче. И будет все замечательно. Не надо посвящать себя ребенку целый день. Не надо навязывать свое общество ему. Только тоггда, когда это необходимо. И если сюда еще включить тепло и ласку, если вы будете говорить ласковым спокойным тоном и очень часто обнимать и прижимать к себе ребенка - все, у вас не будет простудных заболеваний. Но это уже тема другого разговора.
еще несколько идей для себя переняла из этой статьи
Quote (nurson)
Итак: если ребенок увлекся, занялся, если ему что-то интересно, что-то он разбирает, куда-то пополз, куда-то пошел, что-то разглядывает - постарайтесь убрать себя.
вот с этим я полностью согласна....иногда играя с ребенком вместе, он бывает тааак увлечется кокой-нибудь игрушкой и сидит, че то там ковыряет, ковыряет, че то на своем бормочет, а я в этот момент, (пользуясь удобным случаем) начинаю делать какие то свои дела! А наша бабушка (с которой я уже устала бороться) считает, что надо ПОСТОЯННО играть с ним, и вот она сядет и давай....я вижу, что ребенок уже не проявляет внимания к ней, ему нужно личное пространство, так неееееет и все-равно одно и тоже! НАДО ей показать эту статью
вот с этим я полностью согласна....иногда играя с ребенком вместе, он бывает тааак увлечется кокой-нибудь игрушкой и сидит, че то там ковыряет, ковыряет, че то на своем бормочет, а я в этот момент, (пользуясь удобным случаем) начинаю делать какие то свои дела! А наша бабушка (с которой я уже устала бороться) считает, что надо ПОСТОЯННО играть с ним, и вот она сядет и давай....я вижу, что ребенок уже не проявляет внимания к ней, ему нужно личное пространство, так неееееет и все-равно одно и тоже! НАДО ей показать эту статью 7
У нас прям один в один ситуация Я ей статью показывала, не помагает Он иногда уже даже убегает от бабушки!
а мой старший сынишка ему 1 год и 10 мес. к книжкам вообще равнодушен, начинаю читать.он подбегает и вырывает книку.картинки не рассматривает, а начинаеш играть с ним в машинки показывая что можно выстроить дорожки и возить по ним грузовики, его хватает мин.на 5-7 и в итоге должна играть я...он больше по шкафам лазеет, может надо его не ругать, а потихоньку с ним шкафы разбирать?
А у меня вот сынуля (2.2) сам очень редко играет, ну максимум 1 час в день, остальное время требует внимание, чтобы с ним вместе играть или что-то делать, либо, если я чем-то занята, то он начинает активно "помогать".
А у меня вот сынуля (2.2) сам очень редко играет, ну максимум 1 час в день, остальное время требует внимание, чтобы с ним вместе играть или что-то делать, либо, если я чем-то занята, то он начинает активно "помогать".
у нас тоже самое Пошли в группу кратковременного пребывания, у них там занятия и между занятиями они играют сами. Так вот Воспитатели говорят, что пока идут занятия всё нормально, как только играют самостоятельно Наша сразу в нытьё Как быть? как приучить играть самостоятельно?... никогда не отказывали в игре, но и не навязывали себя
Albinka, мы тоже пытаемся показать как нужно играть с игрушками, вместе строим, играем, потом я вовлекаю в игру и незаметно отхожу, ну 5 мин. может сам поиграть, а дальше опять бежит и зовет. Мы ходим в ясли, так вот воспитатель говорит, что тоже требует внимания к себе, если они его игнорируют, то плачет. У подруг, смотрю дети ходят сами по себе, чем-то занимаются, но у них правда вторые детки есть, может поэтому.
пытаемся показать как нужно играть с игрушками, вместе строим, играем, потом я вовлекаю в игру и незаметно отхожу
тоже так делать начала где-то месяц назад, ну как в сад пошли... Есть результаты))) На той неделе воспитатели в саду сказали, что уже почти не ноет меж занятиями... А может привыкает в садике
Albinka, наверное адаптация прошла. Мы тоже после 2-х недельного пребывания дома на больничном, с удовольствием пошли в сад, без истерик и нытья, думаю, что привык уже. А в саду их учат самостоятельности и думаю, скоро они научатся играть самостоятельно.
отличная статья, подбодрила! У нас ребенок уж очень любит чтоб сюжет был прорисован. Вот и приходится сочинять на ходу и тут же рисовать. Или мультик посмотрим, тут же просит сюжет из него нарисовать, либо сама указывать что в какой последовательности должно происходить. И целый день ходит с тетрадкой и ручкой и сама из каля маля сюжет составляет с подробным описанием! Не знаю как это расценивать, но надеюсь из этого толк выйдет!
У нас день проходит активно.Утром до завтрака мы или гуляем или смотрим-читаем книжку.После первого сна и обеда гуляем без коляски,играем в песке,в бассейне.бегаем.После второго сна гуляем на площадке.А перед ночным сном или читаем или бесимся.Иногда Миланка сама играет.Сама себе под нос что-то рассказывает,таскает,перекладывает.
Что за фраза?! «Берегите мамы дочек,у меня растёт сыночек»?! ….ДА У МЕНЯ ТАКАЯ ДОЧКА - БЕРЕГИТЕ ВЫ СЫНОЧКА!!!!! )))
У меня старший любил книжки, младший тоже любит, но любит больше рассматривать картинки, текст слушает редко. Сам тоже редко играет, большей частью у меня под ногами кастрюлями и сковородками.
А мы читаем книжки так: вечером наливаю ванну, кидаю ему туда ирушек, сама сажусь на маленький стульчик и начинаю читать. В перерыве спрашиваю " Рома, как курочка делает" (или другую птицу или животное). Он всегда отвечает. И я понимаю,что даже если он сидит со своими игрушками в ванной, он всё равно слушает.
т, ковыряет, че то на своем бормочет, а я в этот момент, (пользуясь удобным случаем) начинаю делать какие то свои дела! А наша бабушка (с которой я уже устала бороться) считает, что надо ПОСТОЯННО играть с ним, и вот она сядет и давай....я вижу, что ребенок уже не проявляет внимания к ней, ему нужно личное пространство
А наша (по папиной линии) приходит раз в сто лет (но я не против) и ей вынь да положи внимание годовасика. Начинает "Поля, а давай в мячики... а давай в лошадку...", а моя сидит и сосредоточенно в верёвочку играет. Аж душа радуется..
Мы сейчас много гуляем.Копаться в снегу-огромное удовольствие.Милана катается с ледяных горок.Сама залезает по крутому подъему.Съезжает,по пути переворачиваясь на живот.Сейчас хорошо-народу нет.Катаемся,пока ноги держат
Что за фраза?! «Берегите мамы дочек,у меня растёт сыночек»?! ….ДА У МЕНЯ ТАКАЯ ДОЧКА - БЕРЕГИТЕ ВЫ СЫНОЧКА!!!!! )))
Кукла-перчатка, надетая на руку взрослого, "оживает" и тем самым вызывает неподдельный интерес у детишек разного возраста. Ведь она может шевелить руками, здороваться, орудовать различными предметами, разговаривать, смеяться, плакать, петь песни... Такие куколки переносят малышей в сказочный волшебный мир, мир эмоций. Это удивительно - но малыши воспринимают театральных кукол самостоятельными живыми существами, охотно разговаривают с ними, делятся своими эмоциями. При этом театральные куклы (или как их называют "куклы-перчатки", "перчаточные куклы", "бибабо" совершенно необходимы детям с рождения и до самой школы. Перчаточная кукла (би-ба-бо) всегда сможет развлечь его (даже в поликлинике или в дороге) и развеселить (только игра в "ку-ку" куклой - перчаткой вызовет у вашего малыша кучу восторга и смеха), а когда нужно - сможет помочь маме одеть, накормить малыша или сделать зарядку. Опыт показывает, что иногда малыши очень охотно выполняют просьбы именно сказочного персонажа.
Прикольные игры с прищепками. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию.
►Поймай жучка
Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно».
►Наряжаем елку
Предложите крохе стать елкой. Да не простой, а новогодней. А новогодней елке нужны игрушки. «Вешаем» прищепки – украшаем елку. Или мама надевает – а кроха будет снимать прищепки.
►Веселые человечки
Из прищепок можно смастерить интересных героев – человечка, домик, елочку, солнышко, змейку, цветочек, башенки. Ведь прищепки – не хуже конструктора. Сделав таких человечков, поиграйте с ними – кормите, гуляйте, лечите. Такая игра не только будет способствовать развитию моторики ребенка, но и разовьет творческое мышление и фантазию.
►Бусы
Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.
►Счеты
После того, как вы нанизали прищепки, закрепите два конца веревки (привяжите к ножкам стула). Двигая прищепки, как косточки на счетах, считайте их. Было два пирожка у Маши, мама дала ей еще один. Сколько у Маши теперь пирожков? Три. С помощью таких «бус» удобно изучать понятия «направо», «налево».
► Салочки
Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» — ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончанию игры подсчитываем количество прищепок и выясняем улов салочки. Таким образом, можно научить детей счету.
►Наш отличный ряд
Возьмите картонные полоски и научите малыша прикреплять прищепки к краям на равном удалении друг от друга. Таким способом вы развиваете у крохи чувство ритма, расстояния. Ребенок старательно крепит прищепки, а если ряд нарушается, скажите ему об этом. Усложняя задания, крепите прищепки, по-разному их группируя: две-промежуток-одна и т.д.
►Игры с цифрами
Научите малыша соотносить цифру с количеством. Например, возьмите одинаковые полоски и предложите крохе прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.
►Понятие величины
Возьмите картонные полоски различной длины. Предложите малышу прикрепить к самой короткой полоске — одну прищепку, к средней — две, к самой длинной – три.
►Геометрические фигуры
Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.
►Слова с прищепками
Поиграйте с малышом в следующую игру: вы произносите какое-либо слово, а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов. Для начала можно слоги прохлопать. (взято вКонтакте) Пора стать взрослой адекватной женщиной, но МЯУ _^..^_