Писать красиво нелегко! журнал "Няня", 1998 год № 6
Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная "пятерка". Задача пап и мам - помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.
К пяти годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из бумажных разноцветных полос. Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.
Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми, не заминали края бумаги и с тупыми закругленными концами).
Очень полезно для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам.
А когда наступит лето, попросите малыша пособирать вместе с вами ягоды, прополоть грядки - это поможет потренировать мелкие мышцы рук.
Не забудьте про "пальчиковые" игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У малышей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Вспомните "Сорока, сорока, кашу варила..." или "Пальчик-мальчик, где ты был?". Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Для тренировки пальцев можно выполнять и такие упражнения, как "пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках. "Человечек" - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу. "Слоненок" (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. Покажите малышу и такое упражнение: выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в кулак. Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее. Да вы и сами знаете, как изобразить зайчика, лисичку, собаку. Научите этому своего малыша.
Но кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Игра "Я самый меткий"
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).
Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен. Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель. Попади мячом в баскетбольную корзину. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой). Найди выход из пещеры. Проследи путь бабочки. Задания вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.
Игра "Узнай, кто я"
Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку". Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно и знакомо ребенку).
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается и они не могут скоординировать действия глаза и руки.
На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать. Или же нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Эта методика может использоваться на собеседованиях при определении готовности детей к школьному обучению. По ходу выполнения задания обратите внимание на следующее: какой рукой малыш рисует (правой или левой); как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли с ним сделанное или, мельком взглянув на образец, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекается ли во время работы; высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования; сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить. Игра "Буратино учится"
Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание. Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок. В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а малыш должен точно повторить ваш рисунок.
И в заключение "теппинг-тест", упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Для работы используйте простой мягкий карандаш. Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук.
Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать.
Терпения и успехов вам и вашему малышу в трудном деле подготовки к обучению письму!
Раскраски серии "Веселые прописи" - это здорово! Но хочу посоветовать родителям приобрести насадку, напоминающую форму треугольника, которая одевается на ручку или карандаш. Ребенок сразу возьмет правильно карандаш (или приобрести треугольные карандаши). Таким образом начиная с раннего возраста, раскрашивая любимые рисунки детям можно поставить правильно руку, а в дальнейшем и почерк. Желаю удачи и терпения!
Я своим покупала треугольные карандаши "Фабер-Кастел" - действительно, никаких вопросов, как держать ручки-кисточки-карандаши у детей не остается. А еще они очень мягкие, яркие - все обводится и раскрашивается очень хорошо и практически не ломаются - дома в работе карандаши,которые лет 5 назад старшему в Гномики покупала, только коротенькие стали :)
А нам в саду сказали, только обводить картинки и буквы. Писать запретили. Т.К. в школе будет заново постановка руки для письма., но мы все равно пишим письма Деду Морозу сами! Как можем.
Мой тоже любитель заниматься по прописям с картинками,но буквы мы не пишем,т.к. боюсь,что неправильно поставлю руку,ведь,действительно в школе будут этим заниматься,а для 4,6 лет достаточно и картинок.
А я своему сынишке (3,5 годика) купила спец. насадку на ручку (карандаш), чтоб уже сейчас он правильно учился держать ручку при письме . Ни кто не пробовал её?
Мы с сыном занимаемся у логопеда, в т.ч. и общим развитием. Она рекомендует такую насадку, но не постоянно использовать, а пока сам ребенок ни приучится правильно карандаш держать. В детских садах такую насадку используют в логопедических группах с 5-ти лет. Мой сын сразу правильно стал карандаш держать. Логопед сказала, что ему не надо использовать эту насадку.
Девочки, а как же быть, если ребенок сам пишет буквы, он подписывает все картинки и спрашивает меня как писать эти буквы????? я не думаю, что можно сильно "испортить" будущий почерк ребенка, если заниматься не только штриховкой, но еще и буквы прописывать в специальных прописях! Нам очень нравится книги для подготовки дошкольников из серии "Ломоносовская школа". В 4,5 года мой сын сам уже пишет слова! И письмо Деду морозу тоже написал сам!
на самом деле, таких обводилок сейчас очень много. Важно еще интерес у ребенка вызвать, заставлять нельзя. А треугольные карандаши покупала, они и тольше, чем обычные - удобно.
Сейчас есть ручки Stabilo, они уже идут с такой резиновой насадкой (для пальчиков там выемки), чтобы держать правильно. Только внимательно - есть для левшей и правшей.у них же есть и насадки. Ручки я покупала в Аленке. http://www.ergo*kanc.ru/katalog_stabilo/kat_stabilo_2.html Люди будут меняться, если их любить))))
Сообщение отредактировал Ариша - Воскресенье, 02.10.2011, 13:51
Мы тоже купили специальные насадки на ручки, стал лучше держать. Ходим на подготовку в школе в "Оранжевый кот", там и купили эти насадки. Прописи любит, штриховкой тоже сказали заниматься. Дети - отражение наших страхов
Вот здесь есть 3 статьи с обзором инструментов (различных ручек, карандашей, насадок...), прописей и пособий для родителей: http://fly-m***ama.ru/tag/didaktika/ Скоро весна настанет!
Сообщение отредактировал Кузьмина-Галина - Вторник, 13.03.2012, 14:41
А нам в саду сказали, только обводить картинки и буквы. Писать запретили.
а нам наоборот сказали, чтобы меньше обводили, больше писали. Пусть не буквы и цифры, а элементы букв и цифр, поскольку, когда ребенок обводит, написать он не сможет. Те, кто обводят - хуже пишут, чем те, кто пишет