Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

                                                                                                                                               Понедельник
                                                                                                                                  25.11.2024, 19:32

   

       Мамы г.Королева 





      
[ Мои темыПодпискиНовые сообщенияОбмен путевками в ДОУБлоги Наши встречи Доска объявленийУчастникиПравила форумаПоискRSS]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Дислексия
Shedrina Дата: Вторник, 17.04.2012, 10:28 | Сообщение # 1
Самый заботливый модератор
Мудрец
Группа: Главный модератор
Сообщений: 4071
Статус: отключен
Подарки:  367   [Вручить подарок]
 
 Награды на модернизации


Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Этот недуг, порой называемый “словесной слепотой”, связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей.

Алексия - полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Формы дислексии
Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.

Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.

Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.

Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Причины дислексии

Ученые изучают дислексию уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает.

Обычному грамотному человеку, несомненно, тяжело представить себе, как можно не уметь читать печатный текст, поэтому эту неспособность часто приписывают лени, упрямству или уязвленной явными неуспехами своего чада родительской гордости. В течение длительного времени врачи попросту ставили диагноз “дислексия”, однако подобный подход чересчур обобщает проблему. Если вдуматься, то само по себе умение человека читать - сродни чуду. Процесс чтения требует фундаментальной перестройки визуальных и речевых связей мозга для того, чтобы связать звуки с определенными графическими знаками, к примеру, буквами, которые их обозначают. В свою очередь, необходимо не только слышать и понимать различные слова - нужно, чтобы ваш мозг разложил их на составные части (звуки или фонемы) таким образом, чтобы, увидев, к примеру, слово “кот”, вы мысленно услышали звуки [к]-[о]-[т] и ассоциировали их с образом пушистого мурлыкающего зверька.

В отличие от речи, которую любой нормально развитый ребенок осваивает, подражая окружающим, чтению необходимо учиться. Поскольку способность говорить развилась у человека 50-100 тысяч лет назад, а письменность была изобретена сравнительно недавно (ей около пяти тысяч лет), в мозгу еще не успели образоваться специальные центры. Скорее всего, для этой цели используется целый ряд других отделов мозга, первоначально имевших другое предназначение. Можно сказать, что наш мозг “подрабатывает по совместительству на стороне”, и поэтому в нем иногда случаются сбои, которые необходимо устранять.

Чтобы понять, о каких именно сбоях идет речь, необходимо иметь представление о работе мозга. Давно известно, что каждое его полушарие имеет свою специализацию: правое, среди прочего, отвечает за ориентацию в пространстве, а левое, в частности, определяет восприятие речи. Это разделение труда чисто условно, так как в каждом полушарии происходит дальнейшая специализация отделов. Поэтому простейшие действия, как, например, игра в мяч или чтение поэмы, требуют комплексного взаимодействия целого ряда различных отделов мозга.

Знания о закономерностях работы человеческого мозга накапливаются в основном за счет изучения людей, которые перенесли нейрохирургическое вмешательство или получили травму одного из отделов мозга, а это не лучший способ. Даже высокоточные рентгеновские снимки отображают лишь основное строение этого сложнейшего органа, но отнюдь не принцип его действия. Для этого требовался принципиально новый прибор, который не подвергал бы пациентов радиоактивному облучению и вместе с тем отображал, как различные отделы здорового мозга справляются с той или иной задачей.

Прорыв наступил с появлением так называемого функционального магнитно-резонансного анализатора (МРА), который позволил увидеть, какие части мозга получают больший приток крови (то есть активно работают) в определенный момент времени. С помощью МРА неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде “инициатора звуков”, “анализатора” и “автоматического определителя” и действуют одновременно. “Инициатор” отвечает за проговаривание звуков вслух (или про себя) и распознает определенные фонемы, которые входят в состав слова, “анализатор” объединяет их в слоги и привязывает к буквенным обозначениям, наконец, “определитель” активизирует определенную сумму навыков, которые позволяют визуально распознать знакомое слово. Любопытно, что начинающие читатели полагаются в основном на первый и второй центры, в то время как у более продвинутых преобладает центр “автоматического определения” значений-образов. Если все идет нормально, затруднений с чтением не возникает.

Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Тяжелее всего, как ни странно, дислексикам даются самые короткие слова.

Как говорит детский невролог Детской Клиничской больницы им. Филатова Елена Жидкова, дислексия возникает из-за “неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития”. По ее словам, к нарушению чтения может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика.

Передается дислексия и по наследству. Ученый Руйнхольд считает, что встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.

Расстройство чтения наблюдается очень часто у детей с ММД, СДВ, ДЦП, ЗПР, ЗРР.

Интересным является открытие представленное на заседании Американского общества генетики человека. Оно подтверждает гипотезу о том, что дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.

По мнению доктора Альберта Галабурды (Albert M. Galaburda), в развитии дислексии могут принимать участие до 12 различных генов. Таким образом, на сегодняшний день ученым удалось вычленить, по крайней мере, четверть ответственных за дислексию генов, что уже дает возможность создания средств генетической диагностики заболевания. По всей видимости, работоспособная методика тестирования будет создана в течение ближайших нескольких лет.

Доктор Джефри Грюен (Jeffrey R. Gruen) из Медицинской школы Йельского университета в своем докладе на заседании Общества описал один их генов, ответственных за дислексию - ген DCDC2. Сильно ослабленный вариант этого гена встречается у каждого пятого обследованного дислексика, и значит, в их мозгу содержится значительно меньше белка, кодируемого этим геном. Функция этого белка, по словам Грюена, пока не известна.

Второй ген, Robo1, обнаруженный профессором молекулярной физики доктором Юхой Кере (Juha Kere) из стокгольмского Королевского института, расположен на третьей хромосоме и отвечает за развитие аксонов, связывающих правое и левое полушария мозга. Снижение активности этого гена влечет за собой недостаточное развитие дендритов в областях мозга, задействованных при чтении, сообщает The New York Times.

Речевая симптоматика дислексии

1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.).

2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, “бухштабируются”.

3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.

4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.

5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.

7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

Неречевая симптоматика дислексии

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Это позволяет сделать вывод, что у детей:

1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).

Психологический аспект дислексии

Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести-восьми лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята-дислексики безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию.
Вопрос диагностики
Нет единого мнения и о том, когда дислексию можно диагностировать. Кто-то говорит, что в раннем детстве, кто-то настаивает, что надо подождать, потому что в младшей школе проблемы с чтением и письмом могут объясняться другими причинами.

Мифы о дислекии

Современная наука уже развеяла многие популярные мифы о дислексиках.

Миф 1. “Все дело в каверзных буковках”.
Долго считалось, что все дело в каверзных буковках, которые не каждому даются. Якобы дислексики пишут их задом наперед. Неправда. Практически все дети рисуют зеркальные копии букв, хотя у страдающих дислексией это встречается чаще. Также считалось, что среди таких детей больше мальчиков, чем девочек. Снова неверно. Просто мальчиков чаще замечают, поскольку они более склонны выражать свои обиды и огорчения непослушанием.

Миф 2. “Ребенок может дислексию перерасти”.
Это наиболее страшное заблуждение, которое до поры до времени окружало дислексию, Подобное убеждение приводит к тому, что родители обращаются за помощью, когда уже слишком поздно. Если диагноз поставлен ребенку в возрасте девяти-десяти лет, его еще можно научить читать, однако с большим трудом.

Миф 3. “Дислексик - значит умственно неполноценный”.
На людей, страдающих дислексией, долго лепили ярлык “умственно неполноценных”, однако, с развитием науки и этот миф постепенно сходит на нет, так как само явление дислексии не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям. Иначе говоря, среди тех, кто добился признания и успеха - ученых, художников, актеров, - немало дислексиков. Наверное, из-за того, что их мозг устроен иначе, дислексики, как правило, смотрят на вещи с новой, необычной точки зрения, что позволяет им выходить на принципиально новый уровень восприятия, оставляя всех стандартно мыслящих далеко позади. Они видят мир как будто в ярком трехмерном изображении, в то время как остальные смотрят плоское черно-белое кино.
Однако у медали существуют две стороны. Из-за своей необычности такие люди часто страдают комплексом неполноценности и, как правило, подвержены вспышкам дурного настроения и депрессивным состояниям, порой доходящим до попыток суицида. Их реже берут на работу, поэтому у них больше шансов нарушить закон и оказаться в тюрьме.

Миф 4. “Зеркальное” письмо, характерное для левшей (например, такие буквы как З, С, Р, Ч пишутся зеркально) - признак неострой формы дислексии”.
На самом деле, практически все дети на начальном этапе обучения рисуют зеркальные копии букв. Данное нарушение можно считать симптомом дислексии, только если оно имеет стойкий и продолжительный характер.

Миф 5. “Дислексия у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек”. Единого мнения на этот счет нет. Некоторые медики склонны объяснять предрасположенность мальчиков к нарушениям работы головного мозга изначальной генетической “уязвимостью” мужского набора хромосом. По статистике, девочек с диагнозом дислексия не меньше, чем мальчиков.
Как определить, страдает ли ребенок дислексией,
если он еще не научился читать?
Существуют определенные признаки, как, например, неспособность к рифмованию слов или склонность к запоминанию прочитанного вместо его перечитывания. Позднее таким сигналом может стать отставание ребенка в учебе.
Дислексия и зрение
“Данное расстройство проявляется в неспособности прочесть самую обычную инструкцию, соответствующую уровню развития и социокультурным возможностям данного человека. Оно зависит от фундаментальных когнитивных расстройств, часто врожденных” - под это широкое и весьма расплывчатое определение можно подвести почти все что угодно.

Иногда путаница возникает из-за того, что дислексия является не строго ограниченным единым явлением, а имеет несколько разновидностей. Определив, какой тип дислексии проявляется у данного пациента, можно подобрать соответствующие методы лечения, что увеличит его эффективность. Для этих целей дислексию можно подразделить на три типа:

1. Дисфонезия - наиболее крупная группа, так называемая слуховая, когда ребенок затрудняется анализировать слова по их звучанию. Слова распознаются по их написанию, при этом “расшифровка” незнакомых слов становится чрезвычайно трудоемкой.

2. Дисэйдезия - “визуальная” группа, связанная с плохим зрительным распознаванием слов. Существуют убедительные свидетельства того, что этот тип дислексии имеет генетическую природу и поражает мальчиков в четыре раза чаще, чем девочек. Для клинического наблюдения может оказаться важным, что большинство мальчиков испытывает при чтении почти непреодолимые проблемы.

3. Диснемкинезия - “моторная” группа, представители которой испытывают большие двигательные затруднения, особенно в письме от руки, часто они пишут буквы и цифры задом наперед. Взятая по отдельности, эта проблема влияет на чтение не напрямую, а косвенно, заставляя учителей и родителей отвлекаться на нее.

Эти три типа дислексии могут взаимно перекрываться, и у ребенка в этом случае можно наблюдать соответствующие разным типам дислексии симптомы. Имеется также возможность “приливов и отливов” дислексии.

Для выявления дислексии можно использовать различные тесты. Если ребенок их не проходит, предпринимается полное диагностическое обследование, имеющее целью выявить конкретный тип дислексии или их сочетание.

К этому необходимо добавить небольшой психологический комментарий. Хотя при констатации дислексии ребенку словно выносится приговор в слабоумии, это может оказаться для родителей достаточно приемлемым, так как освобождает их от своеобразного чувства вины, которое они могли бы испытывать за неправильное “воспитание” ребенка. В конце концов, неврологическая проблема за ключается “в природе”, “в генах” и находится вне пределов их влияния. Тем не менее остается только удивляться, скольким детям навешивается ярлык “неспособный к обучению” без всякого на то обоснованного диагноза - лишь бы только отделаться от беспокойных родителей.

Несложно составить список симптомов, наблюдающихся у детей (и у взрослых), связанных со сложностями в чтении или обучении, если не принимать во внимание причину проблемы. В нижеприведенном списке наиболее характерные симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учета частоты их встречаемости.

1. Держит книгу слишком близко к глазам.

2. Немного косит.

3. При чтении не замечает отдельные места.

4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз.

5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

6. Испытывает во время чтения или после головную боль.

7. Покачивает головой вперед-назад.

8. Часто трет глаза.

9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

10. Быстро устает.

11. При чтении пропускает слова.

12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед.

13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий.

14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту.

15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.

Родители в основном обращают внимание только на последние пять пунктов. Многие симптомы легко можно вообще не заметить, пока на них не обратит внимание какой-нибудь особо внимательный учитель.

Большинство детей демонстрируют наличие нескольких симптомов сразу, так что естественным образом возникает вопрос о том, какой из них первичен, а какой - вторичен. Конечно, причины первых 7-8 симптомов должны выявляться в ходе тщательного офтальмологического обследования специалистом. Это еще один сильный аргумент в пользу (что мы и так слишком часто повторяем) ранней (до двухлетнего возраста) и последующих регулярных проверок зрения ребенка.

В каком случае надо обращаться к логопеду

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:

1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихи;
3) путается в порядке следования времён года и дней недели;
4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
6) плохо ориентируется в понятиях “право - лево”;
7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

К группе риска детей, предрасположенных к дислексии, относятся также:

1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
2) кинестетики;
3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
4) дети с задержкой развития устной речи.

Лечение и излечиваемость.

С самого начала необходимо уточнить, что оптометрист не учит читать. Если чтению препятствует какой-либо дефект зрения, то это препятствие по возможности устраняется, и читать ребенка может научить логопед. К данному моменту должно быть уже совершенно ясно, что едва ли можно четко отделить одну причину от другой.

Лечение по типам нарушения.

1. Зрительное расстройство.

С клинической точки зрения это, вероятно, наиболее частый случай в офтальмологической практике: у ребенка нормальный или даже выше среднего коэффициент умственного развития, однако читает он гораздо хуже, чем положено в его возрасте. При обследовании зрения выявляется какая-либо проблема с бинокулярностью - например, неспособность фокусировать оба глаза в одной точке или рассогласованность действий глаз (иногда оба нарушения встречаются вместе), что можно обнаружить на довольно ранней стадии. В самом худшем случае это может приводить к путанице в идентификации образов слов, а в лучшем дает ощущение дискомфорта уже после недолгого чтения - в течение 15-20 минут. Проблемы бинокулярности и симметричности зрения не надо путать с его остротой - как правило, такие дети обладают хорошей остротой зрения.

Запомните следующее: при проверке зрения должно тщательно проводиться полное обследование бинокулярности зрения плюс некоторые специальные тесты. Обычная проверка остроты зрения в данном случае является напрасной тратой времени.

Можно встретить многих взрослых, которые, учась в школе, были “середнячками”. Они переходили из класса в класс, но им никогда не приходила в голову мысль, что чтение - это не наказание, что оно может доставлять удовольствие. Нам приходилось обследовать множество людей в возрасте от 20 до 30 лет, пришедших на обычную, рутинную проверку зрения и не высказывающих никаких особых жалоб. В результате обследования у них выявлялись проблемы с бинокулярностью зрения, и после соответствующих расспросов обнаруживалось, что они, по возможности, избегают чтения. Тут пациенты вспоминали, что их всегда обзывали “лентяями” и “медлительными”, так как они долго возились с домашними заданиями, а чаще всего просто их не выполняли. Попытка избежать чего-то, что вызывает ощущение дискомфорта, является нормальной реакцией организма - ведь вы не пойдете на прогулку с гвоздем в ботинке. Точно так же чтение не будет приносить вам удовольствия, если при этом у вас возникают проблемы со зрением, хотя они и не так очевидны, как гвоздь в ботинке (тем, кто закончил школу до того, как их потенциал обучения был исчерпан, можно сказать, просто повезло).

Чтобы убрать препятствие, затрудняющее восприятие печатного текста, обычно используются очки и/или тренировка зрения. Хотя такой “план лечения” может быть сведен в одно короткое предложение, в действительности его выполнение может оказаться длительным и часто болезненным процессом.

При применении методов разработки зрения (визуальной терапии) можно идти двумя путями. Традиционная терапия основное внимание уделяет формированию и совершенствованию вышеупомянутых умений и навыков бинокулярного зрения. Достигается это обычно в относительно короткий промежуток времени - за несколько месяцев. После этого для поддержания достигнутого уровня могут понадобиться специальные очки.

Второй путь выбирают оптометристы, придерживающиеся “развивающего” подхода. Они свято верят, что большинство расстройств зрения и проблем с учебой обусловлены плохо усвоенными в младенческом и раннем детском возрасте навыками (зрительное восприятие, координация действий глаз-рука и так далее). Поэтому они прибегают к соответствующим терапевтическим процедурам по восстановлению и корректировке этих умений и навыков.

Какой же из методов лучше? Все зависит, вероятно, от степени того или иного расстройства. Традиционный подход довольно эффективен при средней степени выраженности симптомов; более сильная симптоматика может потребовать более интенсивного вмешательства, однако этот вопрос пока еще до конца не ясен. Что касается самого ребенка, то даже после коррекции данного расстройства или некоторого ослабления степени выраженности проблемы его нужно учить читать - так, чтобы он мог делать это наравне со своими сверстниками.

Главное здесь - не ждать, пока он будет читать гораздо хуже, чем положено в его возрасте, а потом только обращаться за помощью. В этом случае помощь уже может запоздать, а вершина, на которую ребенку предстоит взобраться, может оказаться слишком высокой.

2. Неспособность к обучению (дислексия).

Наиболее обширной группой является дисфонезия - это “слуховой” или, точнее говоря, “лингвистически-слуховой” тип дислексии. Так как в этом случае человеку трудно декодировать сочетание звуков или букв, лечение концентрируется на обучении опознаванию слов как целого. По крайней мере, это дает возможность ребенку читать. Позже можно попробовать применить фонетический курс.

Такая стратегия обычно приводит к довольно хорошим результатам и улучшает навыки чтения. Противоположным типом является дисэйдезия, при которой ребенку трудно распознавать слова как единое целое. Чтение становится очень медленным и мучительным, так как слова приходится расшифровывать буква за буквой, звук за звуком. Новейшие исследования свидетельствуют, что дисэйдезия в значительной степени обусловлена генетически и лечению практически не поддается. Тем не менее конкретному ребенку можно помочь путем применения косвенной “обучающей” терапии.

Существует несколько специальных курсов обучения чтению, каждый из которых имеет своих приверженцев. Основаны такие курсы на использовании мультисенсорных методик интенсивного обучения. Оптометристы, придерживающиеся “развивающего” подхода, применяют курсы обучения, основанные на формировании зрительно двигательных навыков, что иногда приводит к успеху и позволяет овладеть необходимыми для чтения умениями и навыками.

Какой же метод лучше? Каждый из них что-то дает, но ни один не может обеспечить все. Для родителей это небольшое утешение, но, увы, не на все вопросы существует готовый ответ. Нужно также отчетливо себе представлять, что наличие дислексии любого типа отнюдь не исключает возможности наличия проблем с бинокулярностью зрения. Ребенку-дислексику совершенно не нужно иметь еще и дополнительное препятствие в виде плохого зрения. Полное обследование его зрения является обязательным условием - еще до того, как с ним начнет заниматься специальный преподаватель.

Диснемкинезия проявляется в корявом почерке и написании букв и цифр задом наперед. Здесь оказывается довольно эффективным соответствующее формирование моторных навыков, в частности формирований понятий “лево-право”. Недостаточное развитие ориентационных способностей может влиять и на чтение, хотя играет здесь довольно незначительную роль. Большую помощь в решении этой проблемы могут оказать оптометристы, придерживающиеся “развивающего” подхода.
Мнения экспертов
Галина Пилягина, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Украинского Научно-исследовательского института социальной и судебной психиатрии
Популярное мнение о том, что в большинстве случаев дислексия возникает из-за наследственности, ошибочно. Наиболее распространенной причиной является не генетика, а органические расстройства центральной нервной системы (несинхронная работа зон головного мозга) и психологические травмы. Довольно часто псевдодислекстические симптомы появляются у детей, не могущих адаптироваться к школе и переживающих из-за этого сильный стресс.

Определить, дислексия это или просто невроз, может только специалист. Поэтому при первых тревожных сигналах родители обязаны комплексно обследовать ребенка. Профессиональный логопед укажет им на наличие нарушений, но поставить диагноз может только врач-психиатр, ведь дислексия и дисграфия являются психическими расстройствами.

Если при обследовании он не определяет никаких серьезных органических болезней (например, аутизма), тогда проблема решается с помощью так называемой коррекционной педагогики: ребенок занимается с дефектологом или логопедом. И в большинстве случаев дислектическое расстройство частично или полностью устраняется. Родителям нужно понимать, что их дети-дислектики нуждаются в адекватном обучении, а не, как принято считать, щадящем режиме. Сегодня у современных пап и мам наблюдаются две крайности: перезагружать ребенка вне соответствия с его возрастом (разные методики раннего развития), и “недогружать”, перекладывая все воспитание и обучение на плечи школьного образования (обычная учебная запущенность). Первая настолько пагубна, что может послужить причиной возникновения дислексии, вторая - часто встречаемое пренебрежительное отношение к развитию ребенка, которое приводит к запущенным формам логоневрозов.

Игорь Бабий, главный врач Киевского научно-методического центра диагностики “Истина”.
Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием “задержка психоречевого развития”. Причем и такой “приговор” нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и “старые” методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы - поход к педиатру, который направляет их к логопеду.

Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму “словесной слепоты” при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца.

Родителям также следует четко уяснить, что заниматься лечением дислексии у ребенка должны несколько специалистов (как минимум, психоневролог, логопед и психиатр). Необходим комплексный подход. Такие модные сегодня профилактики как дельфинотерапия, аминокислотное лечение и т.д., неэффективны.
Способы устранения
Как утверждают специалисты, дислексия и дисграфия поддаются коррекции. Существует целая система реабилитации таких детей: это работа с дефектологом, логопедом… Существует специальная двигательная программа, когда ребенок учится правильным движениям, ползаньям, мелкой моторике, учится осознавать свое тело заново. Отчаиваться не стоит и взрослым c дислексией. В этом случае используются компенсаторные возможности организма. Нестандартный подход к чтению и письму, индивидуально подобранные упражнения, правильный психологический подход могут дать очень хорошие результаты.

Родителям очень важно отстаивать права своего ребенка, объяснять учителям, что с ним происходит, и что к нему нужен специальный подход.

Ведь пока в российской школе чаще всего встречаются два варианта развития событий. Один - это когда ребенка просто загоняют в угол, говорят, что этот ребенок необучаемый невнимательный, ленивый и беспокойный. А другой - когда проблему понимают, но ничего с ней сделать не могут.


INCREDIBLE ME




А правила читать - не барское занятие?
Боженька, сделай так, что бы когда мне стало 53 я могла ходить в обтягивающих штанах, на шпильках и не одевать бюстгальтер под прозрачные кофты
 
Shedrina Дата: Вторник, 17.04.2012, 10:30 | Сообщение # 2
Самый заботливый модератор
Мудрец
Группа: Главный модератор
Сообщений: 4071
Статус: отключен
Подарки:  367   [Вручить подарок]
 
 Награды на модернизации

Внеклассное чтение
Елена Чекалова – телеведущая, кулинарный критик, жена Леонида Парфенова – бросила работу, чтобы посвятить себя занятиям с дочерью Машей, у которой обнаружилась тяжелая форма дислексии. Учителя советовали отдать ее в спецшколу для умственно отсталых... Сегодня Мария Парфенова – лучшая студентка своего курса в британском университете.



Первый класс
До того, как мы отдали Машу в ближайшую от дома школу, я и не подозревала, что у нее дислексия. Она была милым домашним ребенком, с которым мы занимались по мере сил. До школы она не очень хотела учиться читать и писать, и я на этом не особенно настаивала.

В середине сентября меня вызвала в школу Машина учительница. Я пришла и услышала от нее ужасный текст: «Ваша девочка не тянет, она не сможет учиться в нашей школе с нормальными детьми. Ее следует перевести во вспомогательную школу». Еще порекомендовала мне постоянно ругать и наказывать дочь за нерадивость и лень.

Я не понимала, что происходит. Эта пожилая опытная преподавательница внушала мне, что мой ребенок очень ленив и поэтому делает по 13 ошибок на страницу... Первый класс для нас превратился в кошмар. Дошло до того, что у Маши одно лишь упоминание школы вызывало рвоту!

Однажды эта учительница заболела, ее заменила другая – молодая и современно мыслящая. Через два дня она вызвала меня и сказала, что у Маши – тяжелая форма дислексии.

Дислексия
Я повела Машу в психологический центр, который мне посоветовала эта молодая преподавательница. И действительно, у дочери обнаружились «существенные трудности в приобретении навыков устной и письменной речи». Это значит, что ей очень сложно давалось вхождение в письменную речь. Однако ее интеллектуальное развитие было совершенно нормальным!

Эта новость заставила меня углубиться в чтение специальной литературы. Выяснилось, что дислексия свойственна скрытым левшам: их правое полушарие более развито по сравнению с левым. Это эмоциональные, творческие натуры, им требуется больше времени, чтобы сконцентрироваться. Они мыслят трехмерными образами, картинками. А Маша у нас – явная левша, она с первых дней в школе пыталась писать левой рукой.

Новая школа
Я поняла, что в обычной государственной школе дочке учиться будет трудно, поэтому решила искать другую, с индивидуальным подходом.

Сначала пришли в Европейскую гимназию. Директор поговорила с Машей, дала ей написать диктант, в котором дочь сделала 12 ошибок. Меня пригласили в кабинет и при дочке объявили: «Мы берем тебя, Маша, потому что у тебя родители – очень уважаемые люди». Я выслушала все это, поблагодарила… и ушла из гимназии, чтобы больше туда не возвращаться.

Мы отдали Машу в частную школу «Золотое сечение», атмосфера в которой нам сразу очень понравилась – в ней нет палочной системы. Вы можете представить себе уровень преподавания в этой школе, если сейчас там литературу ведет Дмитрий Быков (известный писатель и публицист – прим. ред.).

К каждому ребенку – индивидуальный подход. Одна из ее руководителей – Елена Гвирцман – сказала дочери: «Ты замечательная, умная и талантливая девочка, а все остальное – пустяки». С Машей занимался логопед. С помощью специальных упражнений он учил дочь связывать образы, которыми она мыслит, с буквами.

Я ушла с работы, когда поняла, что у Маши такая проблема. И до восьмого класса читала ей учебники – она воспринимала учебный материал на слух. Были попытки нанимать гувернанток и нянь, чтобы переложить обучение на них. Но усердно заниматься с ребенком хватит терпения только у родной матери!

Общими усилиями нам удалось вытянуть Машу. Но главное, ей стало интересно ходить в школу, учиться. Мы перевели ее на экстернат в московской школе, чтобы она за один год смогла закончить 10–11-й классы. И Маша сдала ЕГЭ по русскому языку на четыре, написав одно из лучших изложений в классе. Это была фантастическая победа!

Бакалавриат
На семейном совете мы решили, что Маша, как Иван, наш старший сын, поступит в один из европейских вузов. Он учился в Миланском университете. Поэтому Маша продолжит обучение в школе при Британском совете в Милане – там мы снимали сыну маленькую квартирку.

Но для поступления в любой европейский университет одного российского аттестата о среднем образовании мало. Поэтому Маша прошла тестирование в школе при Британском совете. По его результатам я получила письмо, в нем говорилось о том, что у Маши невысокий уровень знаний. Я честно им ответила, что дочь – дислексик. И первое время ей там действительно было тяжело. Обучение в этой школе строится по британской системе, в которой к детям-дислексикам особое отношение. Помимо прочего им дается больше времени на выполнение контрольных работ, чтобы они смогли сосредоточиться.

Западная система
Вообще, вся западная система образования строится на том, что ученик пишет эссе, по которым преподаватели оценивают его знания. И это в результате очень помогло Маше. Но вначале было очень трудно. В первые месяцы я снова получила письмо, что Машин уровень знаний не соответствует их стандартам. Но дочь очень старалась и в течение двух лет много училась. Дело осложнялось тем, что преподаватель истории, который вел ее класс, ненавидит Россию. И поэтому он постоянно занижал оценки моей дочери. Как-то раз я отнесла Машино эссе, за которое она получила низкий балл, преподавателю Московской экономической школы (МГУ). Он сказал, что эта работа сделана на хорошем уровне.

В качестве выпускных экзаменов Маше нужно было написать 8 курсовых по разным предметам. Естественно, на английском. Все экзаменационные работы пишутся в классе, где ученику никто не помогает. Потом их запечатывают и тут же отправляют на проверку в общеевропейскую комиссию. Это уровень бакалавриата – третьего курса МГУ.
Мы не ждали, что Маша получит высокий балл за эти работы и поступит в приличный вуз. В качестве запасного варианта даже предложила ей рассмотреть одну известную европейскую гастрономическую школу… Но этого не потребовалось: дочь получила 36 баллов из 42 возможных. В результате смогла поступить в престижный английский City University London на курс «Политология и масс-медиа».

Университет
Маша прекрасно справилась в первый год обучения в университете. Признана студентом первой категории –она написала лучшие курсовые работы на своем потоке! По ее словам, ей сейчас легко учиться благодаря опыту обучения в школе при Британском совете. Все-таки их учебный план составлен очень грамотно.

Заключение
Окончив первый курс, Маша на лето приехала домой и решила поработать. Ее приняли в медиа-холдинг, где она занималась презентацией новых проектов. И успешно!
…По некоторым данным, в России до 20% детей – дислексики. Но у нас в стране пока нет образовательных программ для них. Как будто и проблемы такой нет! В этой ситуации только любовь и терпение родных могут помочь таким детям.

СОВЕТЫ
от Елены Чекаловой

• Не отчаивайтесь, ведь дислексия – это не диагноз! Известно, что дислексиками были Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Стив Джобс и принцесса Диана.

• Не сравнивайте своего ребенка с другими. Сопоставление будет всегда не в пользу вашего малыша. Лучше видеть его достоинства.

• Возможно, вам придется уйти с работы, чтобы все свое время посвящать ребенку. Но, как только вы увидите результаты своего труда, вы будете вознаграждены!

• Найдите школу, в которой вашему ребенку будет комфортно и интересно учиться.

• Научите ребенка печатать на компьютере, это поможет ему развить моторную память, плюс текстовая программа Word подчеркивает написанное с ошибкой слово. Это именно тот случай, когда компьютер – помощник!

Мария Парфенова «Прямая речь»
В начальной школе учительница не понимала, что со мной, считая меня не очень развитым ребенком. Самым ужасным испытанием для меня стало чтение вслух перед классом. Мало того что я читала медленнее одноклассников (нужно читать со скоростью 120 слов в минуту, я же успевала максимум 80), так еще не могла объяснить текст, который только что прочла… Сейчас чтение на английском языке не вызывает у меня ужаса, но я по-прежнему испытываю некоторые сложности, читая русские тексты. Просто в английском вузе меня никто не заставляет читать вслух! Здесь очень серьезно относятся к проблеме дислексии, но не как к болезни. В моем университете такими студентами, как я, занимается отдельный департамент. Кроме того, у нас учатся более 100 человек, которые передвигаются на инвалидных колясках. Еще здесь есть «Центр студента», в который можно обращаться с любой учебной проблемой. Со штатным психологом можно обсудить все свои переживания. Также в университете регулярно проводятся исследования по профориентации студентов. Выяснилось, например, что у меня высокий уровень аналитических способностей, которые чаще проявляются у историков.

В школе при Британском совете и в City University London для каждого студента-дислексика оборудована специальная комната, в которой есть техника для воспроизведения записей лекций. И ты можешь прослушивать их столько раз, сколько нужно. К каждому из нас «приставлен» учитель, который при необходимости прочтет вслух учебные тексты.

В библиотеке я могу брать книги на более длинный срок, чем другие студенты. Нам дается на 25% больше времени для написания эссе и курсовых. И никто не оценивает их на грамотность! Главное – суть и смысл. Нам разрешается сдавать работы и написанные от руки (лично мне удобнее писать самой экзаменационные работы), и отпечатанные на принтере – как кому привычнее.

В университете дислексики носят желтый стикер с таким текстом: «Посочувствуйте студенту, он – дислексик». Однажды я решила посчитать, сколько человек его носят. Выяснилось, каждый 15-й из встреченных мною!

Фото: из личного архива героев

Опубликовано: Домашний Очаг — Январь 2012


INCREDIBLE ME




А правила читать - не барское занятие?
Боженька, сделай так, что бы когда мне стало 53 я могла ходить в обтягивающих штанах, на шпильках и не одевать бюстгальтер под прозрачные кофты
 
logoped Дата: Четверг, 03.01.2013, 15:08 | Сообщение # 3
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 3
Статус: отключен
Подарки:  0   [Вручить подарок]
 
 Награды на модернизации

Желательно все-таки, чтобы родители еще в дошкольный период почувствовали, что у ребенка есть проблемы. Многим свойственно занимать "страусиную позицию", считать, что "потом как-нибудь само собой рассосется".
Особенно, если у ребенка есть уже какие-то логопедические проблемы.
У детей к 6-7 годам заканчиваются все сензитивные периоды и время упущено.
Часто бывает, что мамы работают, дите на няне и мама просто упускает эти моменты, этапы развития ребенка.


Сообщение отредактировал logoped - Четверг, 03.01.2013, 17:58
 
qwer-q1 Дата: Вторник, 12.02.2013, 13:41 | Сообщение # 4
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 2
Статус: отключен
Подарки:  0   [Вручить подарок]
 
 Награды на модернизации

Цитата (Shedrina)
Опубликовано: Домашний Очаг — Январь 2012

прочитав именно эту статью закралась мысль... начала много-много читать... просто голова шла кругом...
дислексия - это не болезнь, это именно нарушение и чтобы справиться с непонятными буквами, непонятными цифрами, непонятными знаками - нужно время, терпение и любовь, и, как не прискорбно об этом говорить, много денег (((
на сегодняшний день считается самой действенной методика Дейвиса. по этой методике работают несколько центов в Москве, но мне внушил доверие "Медис". Прошли диагностику, коррекцию и уверена все у нас будет хорошо!!!

Цитата (logoped)
Желательно все-таки, чтобы родители еще в дошкольный период почувствовали, что у ребенка есть проблемы. Многим свойственно занимать "страусиную позицию", считать, что "потом как-нибудь само собой рассосется".
Особенно, если у ребенка есть уже какие-то логопедические проблемы.
У детей к 6-7 годам заканчиваются все сензитивные периоды и время упущено.
Часто бывает, что мамы работают, дите на няне и мама просто упускает эти моменты, этапы развития ребенка.

Многие родители даже слова такого не знают "дислексия". А "страусиную позицию", на мой взгляд, занимают как раз воспитатели, педагоги, психологи и логопеды. Не им ли, как специалистам, знать проблему в лицо? Но они мало того, что не знают... и знать не желают ((( а дети из-за такой позиции не очень добрых и недалеких людей живут с ярлыками "дебил", "отсталый" и т.п. А потом вдруг мы восхищаемся Леонардо Да Винчи, Эйнштейном и другими...
 
TVGold Дата: Вторник, 03.02.2015, 20:01 | Сообщение # 5
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 1
Статус: отключен
Подарки:  0   [Вручить подарок]
 
 Награды на модернизации

ДИСЛЕКСИЯ - это НЕ причина по которой ваш ребёнок с трудом овладевает техникой чтения или безграмотно пишет.
 
Andy-B Дата: Суббота, 07.03.2015, 21:00 | Сообщение # 6
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 1
Статус: отключен
Подарки:  0   [Вручить подарок]
 
 Награды на модернизации

TVGold, ошибаетесь, именно дислексия является причиной неспособности ребенка обучиться чтению и письму. Кроме дислексии бывают и другие причины. У моего сына дислексия, и я потратил 2 года, только на то, что бы в этом разобраться. И еще полгода на то, что бы помочь ребенку преодолеть эти трудности. О чем вы можете почитать на страничке Дислексия
 
Zlobess Дата: Воскресенье, 25.12.2016, 22:05 | Сообщение # 7
Знаток форума
Группа: Новички
Сообщений: 264
Статус: отключен
Подарки:  0   [Вручить подарок]
 
 Награды на модернизации

Мы до второго класса и не подозревали , что у ребенка дислексия. Вот когда я заметила, что прогресса в чтении нет, что ребенок читает во втором классе ровно так, как и в пять лет, когда она только научилась, и трет глаза, жалуется, что устает быстро...я сводила дочь к офтальмологу, который подтвердил, что зрение прекрасное 6 . Вот тогда я впервые задумалась, что здесь нечто большее, чем лень. Мой ребенок читал с мучениями по две страницы в день, в то время как все остальные уже по шесть или семь. Мы сходили к логопеду, где все и прояснилось. Теперь так и живем. С дислексией. 8 пришлось с ней подружиться. Печально, что в школе, где мы учимся, плевать на это. Поэтому, наконец, решились уходить сначала на заочку, а потом и на семейное. Никто не хочет помогать таким деткам, их забрасывают тройками и двойками, подрывая веру в себя. Делают вид, что проблемы нет, говорят, что ребенок глупый. Это неправда. Просто нужен подход.
 
Vectra Дата: Пятница, 21.06.2019, 02:02 | Сообщение # 8
Бывалый
Группа: Новички
Сообщений: 33
Статус: отключен
Подарки:  0   [Вручить подарок]
 
 Награды на модернизации

Цитата Zlobess ()
Поэтому, наконец, решились уходить сначала на заочку, а потом и на семейное. Никто не хочет помогать таким деткам, их забрасывают тройками и двойками, подрывая веру в себя. Делают вид, что проблемы нет, говорят, что ребенок глупый. Это неправда. Просто нужен подход.

Потому что это им лишняя нагрузка, а зачем она им( Сами с таким столкнулись, учителю все равно, она свой день отбывает от звонка и до звонка, дальше это проблемы родителей. У нас правда дислексии нет, но невнимательность присутствует(
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Статистика Форума

Самые активные пользователи

Посетители за 24 часа:

Победители фотоконкурса:

Последние зарегистрированные

Лёля

(12541 сообщений)

Nadushka

(12142 сообщений)

Мама-Максимки

(10314 сообщений)

Иришка

(7781 сообщений)

Алёнка

(7197 сообщений)

Васина-Екатерина

(6950 сообщений)

Кузьмина-Галина

(6707 сообщений)

Anni0022

(6569 сообщений)

Velena999

(5945 сообщений)

Анни

(5927 сообщений)

sherri, pereezdCit, Lyka, Pruinrcg,

"МОДНОЕ БУДУЩЕЕ"


1 МЕСТО-Жешка


2 МЕСТО-Надеждо4ка

 
3 МЕСТО-kisyara



 

Howsmemokesueta

(24.11.2024)

Healthcax

(23.11.2024)

leifwoolPsype

(12.11.2024)

loperstoper

(12.11.2024)

Carpetqbn

(12.11.2024)

avgust

(11.11.2024)

Ирина62

(08.11.2024)

Focussay

(01.11.2024)

Universalgeg

(01.11.2024)

Documentgxe

(29.10.2024)


Copyright MyCorp © 2024
При полном или частичном использовании любых материалов сайта www.mama-koroleva.ru активная гиперссылка на сайт обязательна!
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, в отзывах и комментариях к материалам.
Руководители проекта: Васина Екатерина и Воробьева Анна.
Используются технологии