Ты идешь во второй класс, казалось бы все впереди, школьные года, институт, работа, твое рвение должно быть искреннем, молниеносным, все в новинку, ты еще не успел устать. Под твоими ножками - 33 размера, всего лишь первая ступенька... Все только начинается.
Но , изо дня в день я слышу эти уже безумно надоевшие фразы дочи: не хочу , не буду, скучно, нудно, достало, отстаньте от меня, у меня каникулы, дайте отдохнуть ребенку. Сижу и думаю, что делать и как быть?! Понимаю головой : нужно учиться , не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Ребенок как губка впитывает все, что ты вложишь в него в начальной школе, в дальнейшем, будет легче пользоваться всем этим багажом... А тут... Беда бедулька... Да впрочем я наверно не одна на свете из родительниц, которая сталкивается с подобным.. Каждый слышал от своего чада, думаю , не один раз: не хочу убирать игрушки, не хочу есть суп, не хочу идти гулять, читать, писать буквы, убирать постель и т.д. ... И я решила на просторах интернета поискать причины и решение этого вопроса. Делюсь:
никто из нас не родился с тем или иным умением. Всему, что мы умеем, учит нас жизнь! Так откуда взялась лень ?!
1. Ребенок не понимает, да и не знает, зачем ему выполнять просьбу, т.е перед ним стоит полное отсутствие мотива к тому или иному действию. "Раз маме нужна убранная кровать, пусть мама ее и убирает, а мне то зачем?!"
В этом случае необходимо заинтересовать ребенка, укрепить его незнание: попросить подумать над тем, зачем это нужно; дорог ли ему человек, для которого Он будет выполнять действие?
2. Отсутствие силы воли: неохота, а всё равно делать нужно, как бы малыш не оттягивал этот момент. На самом деле, нужно просто начать с легкого и постепенно подойти к трудному.
3. Зачастую неохота выполнения домашнего задания связана с причиной : неинтересен предмет, конфликт с учителем, тренером, обидой на друзей и прочее... Нужно постараться узнать причину у ребенка и объяснить почему данный предмет важен.
4. Загруженность ребенка. Много кружков, секций в довесок школы. Ребенок, вернувшись домой, просто хочет отдохнуть .
5. Нет режима. Ребенок не привык делать дела по часам, абсолютная вина родителей. Не знает меры во времени. Ребенок играет, смотрит телевизор весь день, а на дела времени не остается.
6. Требовательные родители. Ребенку не дано танцевать, а родители мечтавшие о танцах настаивают на них. Ребенок может быть физиологически не подготовлен к действию.
Наши ошибки, при борьбе с ленью.
Самое главное не кричать: "давай быстрей, уже спать пора, садись делай уроки" , "иди убирай кровать" и т.д У ребенка есть свой жизненный темп, впрочем как и у каждого из нас. Нужно пытаться общаться мягко , со всей своей теплотой и любовью к Вашему чаду, спокойно напоминать о том, что после отдыха ему нужно будет заняться уроками или помыть посуду. Ребенку не нужны приказания, достаточно будет поручений: «хочу попросить тебя развесить постиранное белье. Ты мне поможешь?» обязательно нужно хвалить ребенка и намекать на то что, с каждым разом он выполняет задания лучше, даже если это и не правда. В следующий раз, ребенок будет стараться с большим рвением.
В каждом действии ищите компромис. Если ребенку не хочется что-то делать (чистить зубы, учить английский, мыть посуду и т.д.), то, во-первых, необходимо выяснить причину – почему возникли подобные чувства, а во-вторых, попробовать вызвать к обозначенному действию новый интерес. Например, чистить зубы вместе перед зеркалом и соревноваться у кого пены больше, стимулируя интерес к действию легкими «поддавками».
Если негативные эмоции вызваны каким-то человеком (не нравится учитель, тренер, одноклассники), то стоит попытаться исправить ситуацию на уровне раздражителя, не вовлекая в действие ребенка. С ребенком же, можно начать новую игру – считать сколько раз его похвалят учителя, какие положительные оценки он получил, кто из его одноклассников похвалил его и т.п. Причем, важно обращать внимание ребенка только на поощрения. И научите ребенка гордиться своими достижениями.
Если ребенок не хочет убирать свои вещи, можно пару-тройку раз все выбросить (конечно, на самом деле спрятать подальше). Хотя, подобный метод подойдет не для каждого - некоторые дети очень чувствительны и эмоциональны! Можно каждую брошенную вещь украсить, разложив на нее конфеты, мишуру, цветочки – что угодно, и в честь каждой устроить праздник: «День разбросанных носок», «Праздник грязной майки на полу» и т.д. Такие яркие акценты вначале повеселят ребенка, а после двух-трех ярких представлений заставят задуматься о том, что все это не с проста. Победа гарантирована – вещи будут уложены по местам .Фотографируйте убранные и неубранные детские комнаты, грязного и умытого ребенка, аккуратную игровую зону и захламленную машинками, конструктором, фантиками и т.д., вывешивая фотографии рядом. Красота спасет ситуацию, точно! Придумывайте нестандартные ситуации, дабы вовлечь в действие ребенка. Старайтесь, ведь его лень, прежде всего, мешает Вам, из-за нее родители сталкиваются с трудностями в воспитании личности.