Накануне каникул в большинстве школ ученикам раздают весьма обширные списки литературы, которые каждый из них должен одолеть к началу учебного года. Ничего удивительного — ведь даже на изучение “Войны и мира” учебным планом отпускается четыре урока, по сорок пять минут на каждый том.
Так что для большинства родителей получение списка - это сигнал к очередному подвигу. Нужно заставить ребенка прочитать все побыстрее, пока он не выбыл из-под контроля (уехал в деревню, в лагерь и т.д.) или не обленился в каникулярной неге. Однако не стоит забывать, что большинство предлагаемых школьной программой книг отнюдь не легкого жанра. Это мы, взрослые, беремся за книжку, когда хочется отдохнуть. Но ведь читаем чаще всего отнюдь не Достоевского или Толстого, а что-нибудь “легкое”, “развлекательное”.
Дети после долгого и трудного учебного года и вовсе не настроены на серьезную умственную и эмоциональную нагрузку. А ведь многие школьные “детские” книги — это целый стресс, порой выворачивающий детскую душу “наизнанку”. Вспомните, как вы сами рыдали когда-то при расстреле Овода, замирали от ужаса, читая гоголевского “Вия”, скрипели зубами от бешенства, переживая унижения и побои “Принца и нищего”.
И представьте себе, специалисты-литературоведы вовсе не считают определенный эмоциональный вред от некоторых книг таким уж неважным или надуманным. Да, признаются они, не все произведения из школьной программы, авторы и жанры подходят для детей, особенно после длительного учебного стресса и весенней депрессии. Ведь и сам автор любой книги — человек нестандартный, неидеальный, со своим неповторимым взглядом на жизнь, вещи, события. Поэтому в произведении четко отражается психология самого автора, почти независимо от сюжета, идеологии и жанра.
Так, психологическое исследование дает довольно неожиданные результаты. Например, психологи выделяет несколько видов текстов, способных отчасти даже нанести вред впечатлительной психике ребенка. По мнению психологов, в “Гулливере” Свифта, “Алисах” Кэррола показан трудный, злой мир, присутствуют натуралистические изображения, элементы шизоидности. В чересчур оптимистических текстах — таких как, например, “Винни Пух” Милна — мир, наоборот, слишком интенсивно “розовый”, ненормально завышенная жизнерадостность, после “дозы” которой ребенку порой трудно адаптироваться в реальном детском коллективе.
К мрачным, депрессивным текстам специалисты относят “Мертвые души” Гоголя, “Стихотворения в прозе” Тургенева, “Крошка Цахес” и “Щелкунчик” Гофмана, “Ночевала тучка золотая” Приставкина: они могут угнетать, неприятно воздействовать на психику подростка мрачностью финала, отдельных эпизодов или авторского мироощущения.
Демонстративными текстами психологи называют произведения типа “Принц и нищий” Твена, “Грозу” Островского, романы Диккенса. Уж очень “вымышленные”, ненормально развивающиеся ситуации. Словно глюки (пардон, грезы) какой-то больной фантазии. Современный уход от действительности — модный сейчас во всех видах искусства стиль “фэнтези” – обычно нравится тем подросткам, которые не способны вписаться в реальность. Подпитывая такое стремление дополнительным “подходящим” чтивом, можно “добиться” тяжелых психических сдвигов.
Тексты по принципу “друзья-враги”, такие, как “Овод” Войновича, “Два капитана” Каверина, “Как закалялась сталь” Островского, по мнению библиоведов, носят элемент навязчивой идеи: они слишком идеалогизированы и уже исчерпали себя.
И все же многие из этих книг включены в обязательный список. Выход один: оставьте самые тягостные из них на конец лета. Впечатление от книги дает не только психология автора, но и психологическое состояние читателя. Те или иные книги способны нанести серьезный вред психике, “подготовленной” к их воздействию, имеющей свои собственные предпосылки к болезненному восприятию их психологического подтекста. Но эти же самые книги могут вызывать совсем другие эмоции у детей, вполне отдохнувших, повзрослевших и беззаботных. В такой благоприятной ауре маленький романтик не увидит ничего неправдоподобного в “Принце и Нищем”, любитель отдельных деталей вовсе не посчитает жизнь Винни Пуха такой уж безоблачной, а маленькая любительница мыльных опер оценит в “Щелкунчике” красивую любовную линию, не заметив мрачного фона.
Умело подобранной книжкой можно решать и многие психологические проблемы ребенка. Например, книги о подвигах и приключениях (Р.-Л. Стивенсон, Ж. Верн) вселят мужество и интерес к жизни у застенчивых и ограниченных подростков. А романы последнего, кстати, помогут увидеть в “скучных” науках химии, физики их реальное весьма захватывающее применение. Книги о страданиях и силе духа смогут поддержать ребенка, чьи душевные силы истощились в борьбе с жизненными неурядицами (например, проблемы со сверстниками, боль первой любви, развод родителей и т. д.)
Не стоит пренебрегать и “легковесной” литературой. Лирическое “дамское чтиво” развивает у девочек нормальную чувственную женственность. А занимательные и юмористические рассказы помогают смириться с временной малоподвижностью заболевшим детям.
Понятно, что ни о каких универсальных советах не может быть и речи. Просто есть книги наиболее оптимальные для прочтения в детском возрасте: очень светлые, простые и жизнерадостные сказки Родари, “Приключения барона Мюнхгаузена” Распэ и, как ни странно, произведения Хемингуэя, при всей их сложности. Кроме того, мы, конечно, не можем навязывать ребенку жанры, ему не интересные, или лишать его любимых жанров только потому, что они ему полезны или вредны. Можно подобрать оптимальные произведения в любом духе. Если подросток настойчиво интересуется детективами — пусть читает классические, а не пустышки-однодневки. Некоторую агрессивность стиля фэнтези сглаживают произведения Стругацких, Крапивина, Толкина, Желязны.
Я знаю некоторые родители уже во 2-ом, 3-ем классах дают детям "Гарри Потера" и "Хроники Нирнии" читать. Рано, мне кажется. Мне, взрослой, это было очень интересно, но младшеклассникам надо что-то полегче. Я своим старшим до сих пор на ночь читаю. Кира Булычева про Алису, Астрид Линдгрен про Пеппи Длинный Чулок, сказки народов мира. Сами они любят детские энциклопедии про животных, детские журналы выписали в этом году "Тошку" и "Смешарики".
Я знаю некоторые родители уже во 2-ом, 3-ем классах дают детям "Гарри Потера" и "Хроники Нирнии" читать.
Дают? У меня Егор сам берет то, что считает нужным Одно радует - первого ГП он одолел, а на середине второго сам завяз :) - не по Сеньке шапка оказалась :)...
Зато теперь вообще ничего не читает :( ГП был первой книжкой, которую он сам, без принуждения одолел...
Мои тоже, не могу сказать, что читают. Пока их хватает только на энциклопедии, где картинок много, а текста мало. Хотя старшая прочла уже самостоятельно несколько не очень больших произведений, типа "Путешествия Алисы". По собственному желанию. Вот и думаю, чем бы заинтересовать. Чтобы было согласно возрасту и интересно. Поделитесь, что ваши младшеклассники с удовольствием читали?
Мой сын прочитал всего Гарри Потера до 10 лет (сейчас нам 11), я не скажу что это рано. Начал читать первую книгу в конце 2-го класса. По мере выхода книг, все читал не отрываясь. Параллельно читал и наш папа, поэтому обсуждались все моменты, после смотрели фильм, он комментировал все фильмы, удивлялся отступлениям от прочитанного, сказал что в книге все интересней.Читал до 4-го класса очень много и из дом. библиотеки, и из городской. Читает и детские вещи, такие как Синяя птица, Простоквашино, Робинзон Крузо, читает и взрослые- Лондона, Стивенсона и многое другое. За этот год читал меньше, не знаю с чем это связанно? Надеюсь, желание и любовь к чтению вернутся!!! Помолимся за родителей, за всех живых и небожителей, И в час, когда станет холодать, их души свечами согреем Помолимся за родителей, ангелам нашим, хранителям…помолимся…
Мой тоже ГП увлекся,читает запоем.В прошлом году Хроники Нарнии до дыр зачитал,Спайдервика.Из програмных Драгунского обожает,Носова.И такая у него удивительная особенность,любит читать одно и тоже несколько раз подряд,пока наизусть цитировать не начинает.С мультфильмами и кино та же песня.И не надоедает же.
Уроки ИЗО в ДЦ Капитан c пн по пт,18.00 для 5-6 и 7-8 леток. Запись по тел.8 90девять 686 48 92. Галёна
у нас пока динозавры рулят, накупил себе кучу книг по динозаврам и читает себе и мелкой. и еще красную книгу читает, правда дошел только до середины и остановился потому что им на урок сказали принести любимую книгу, он принес, а учительница сказала что Красную книгу нельзя назвать книгой и поставила ему 2. вот так и отбивается желание читать то, что любишь
Моя дочь тоже любит читать. То, что задают на лето, читает без особых напоминаний. А так с большим удовольствием читала "Маугли", Винни-Пуха", "Простоквашино" частенько перечитывает Пушкинские сказки, и сказки вообще любит _ ей когда-то подарили большую красивую книгу со сказками, вот теперь очередь до нее дошла. А еще про Алису - это у нас сейчас "хит", года полтора назад я ей эту книгу пыталась предложить, рассказывала, что она когда-то была моя любимая, так она ничего и слушать не захотела... А совсем недавно я вспомнила об этом случае, когда дочь пожаловалась, что не знает, что ей почитать еще... так она меня долго уверяла, что об этой книге я ей никогда не говорила.. Ну что тут сказать... наверное интерес с возрастом приходит... и хорошо бы еще, чтоб он не ушел вот так же...... с возрастом...
Счастье обязательно придет - ему ведь тоже интересно... ПРИШЛО...
У нас на "ура" пошли книжки серии "Прикольный детектив". Очень красочно оформлены, со всякими загадками и головоломками. Старшая дочка за 3 дня прочитала. И средняя читает, дольше конечно, но сама и с удовольствием. Конечно чтиво чисто развлекательное, но чтобы к чтению вообще приобщить - самое то. Еще подумала, что им будет интересно читать о знакомом и близком - о школе. Купила сборник рассказов и стихов "Школьные приколы" (не смотря на название, там хорошие произведения хороших авторов) и две книги Ирины Пивоваровой "Рассказы Люси Синицыной" и "Рассказы Павлика Помидорова". Старшая дочка прочитала очень быстро, понравились.
У нас старший прочитал всего ГП в первом классе за одну четверть. Очень понравился ему. Помнит все и сейчас выискивает наиболее интересные места. Еще очень хорошо у нас пошел"Остров сокровищ", Носов, и, как ни странно "Гулливер".СЕйчас закончили Булычева с Алисой, читаем "Звездные войны". А вот "Том СОйер" и "Дети капитана Гранта", как-то у нас залежались - до конца так и не прочитали. Оксаночка
У меня за 5 дней одолел "Волшебника Изумроудного города", "Урфин Джуса", "7 подземных королей", а кнжки, надо сказать, сооовсем не тонкие. Сегодня начал "Огненного бога маранов". Читает запоем. Все что можно детского уже перечитал
Сообщение отредактировал Белоруссия - Суббота, 29.08.2009, 23:19
а моя старшая почему-то совершенно не любит читать... причем и я и муж очень любим, читали и читаем много (по мере возможностей конечно)... а она пока никак.. лучше или мультики или погулять... заставлять не буду (да и ее не заставишь - характер не тот... вернее ЕЩЕ ТОТ ), а как заинтересовать тож пока не поняла... максимум журналы детские про лошадок и всяких там чародеек...
"Ангелы потому летают,что относятся к себе легко” (Люба Рыкель)
Всему свое время! Я теперь прямо не нарадуюсь, как много и быстро стала читать моя старшая дочка! На это лето я заготовила всякой литературы и пошло-поехало. Астрид Линдгрен много чего, Кир Булычев, Анне-Катрине Вестли (две книги про семью с восемью детьми). Теперь вот и до Гарри Поттера добралась - читает запоем. Потом, говорит, возьмется за Хроники Нарнии. Выросла девочка! Теперь жду, когда же средняя начнет так же увлеченно читать и начнет ли вообще?
Сообщение отредактировал Киви - Четверг, 22.10.2009, 01:23
Прочитала выдержку из статьи, которая открывает тему, и прямо впала в шок!!! Откуда взялись эти "психологи" и что это за исследования они провели??? Полный бред какой-то! Не Овод и Винни Пух сводят детей с ума, а вот такие "психологи"! Уроки русского языка для школьников
Некоторую агрессивность стиля фэнтези сглаживают произведения Стругацких, Крапивина, Толкина, Желязны.
сглаживают?! Авторы статьи, видимо, плохо читали этих авторов.
Вот бред-то, право слово! "Винни-Пух" способен нанести вред ребенку! "Два капитана" устарели... м-да... Дюма, видимо, вообще надо запретить к прочтению.
Согласна только насчет сказок Гофмана - мрачноватое чтиво. И то - на любителя, кому-то наверное и ничего.
Просто есть книги наиболее оптимальные для прочтения в детском возрасте: очень светлые, простые и жизнерадостные сказки Родари, “Приключения барона Мюнхгаузена” Распэ и, как ни странно, произведения Хемингуэя, при всей их сложности.
По-моему, ничего более идеологизированного, чем "Чиполлино" и мрачного, чем большая часть Хемингуэя, детям предложить нельзя! А за Крапивина - я всеми руками и ногами! Нет лучших современных книг для мальчиков, чем у него. Я, когда в детстве прочитала "Трое с площади карронад", прямо увидела, что эту книгу я обязательно прочитаю с сыном. Теперь вот думаю, с каким из троих ;) А "Щелкунчик" Гофмана мне в детстве очень понравился (лет в 6-7 примерно), я даже как автора зовут запомнила! правда, другие сказки только в универе прочитала по программе, все-таки "Щелкунчик" самый детский из всего!