Помогите ребенку стать организованным
Большинство детей создают хаос и беспорядок. Ваши дети, возможно, переключаются с одного дела на следующее, забывая книги в школе, оставляя полотенца на полу, и не могут закончить начатые дела.
Вы хотели бы, чтобы они стали более организованными и сосредоточенными при выполнении работ, например на таких, как домашнее задание. Возможно ли это?
Да! Лишь некоторые дети кажутся организованными от природы, но для большинства, организованность – это навык, которому они учатся годами. Получая помощь и практикуясь, дети могут развивать эффективный подход к выполнению работ.
И вы – прекрасный учитель для своего ребенка, даже если не чувствуете, что сами организованы!
На раз-два-три
Для детей все задачи могут быть разбиты на процесс из трех стадий:
1. Организовать работу значит, что ребенок должен прийти туда, где он будет выполнять работу, и собрать все, что требуется для ее выполнения.
2. Оставаться сосредоточенным значит фокусироваться на работе и учиться говорить «нет» тому, что отвлекает.
3. Завершить работу значит закончить ее, проверить и сложить вещи. Например, не забыть сложить тетради и учебники в папку, а папку убрать в портфель, чтобы все было готово для следующего школьного дня.
Когда дети будут знать эти стадии (и как их применять), они смогут начать выполнять работу более самостоятельно. Это значит, что домашние задания, работа по дому и другие дела будут выполняться с увеличивающимся постоянством и эффективностью. Конечно, дети все равно будут нуждаться в помощи родителей и руководстве, но, возможно, вам не придется ворчать так часто.
Знание того, как выполнить работу, поможет вашему ребенку не только выполнить ее, но и чувствовать себя более компетентным и эффективным. Дети чувствуют себя уверенными и гордыми, когда способны выполнить задачи, за которые они ответственны. Они также, без сомнения, будут рады, когда появится дополнительное время, чтобы заняться своими любимыми делами.
От чистки зубов до доклада
Для начала расскажите ребенку о методе 1-2-3 и помогите ему практиковать его в ежедневных рутинах. Даже для чего-то такого простого, как чистка зубов, потребуется такой подход. Поэтому вы можете использовать следующий пример, когда будете рассказывать о методе.
1.Организовать работу: прийти в ванную комнату и взять щетку и пасту. Открыть кран с водой.
2. Оставаться сосредоточенным: Дантисты рекомендуют чистить зубы в течение 3х минут. Это значит, что нужно продолжать чистить зубы, даже если вы услышали действительно хорошую песню по радио или вспомнили, что вы хотите позвонить своему другу. Концентрируйтесь и помните, что дантист говорил вам о чистке зубов.
3. Завершить работу: Если вы прошли первую и вторую стадию, то шаг 3 позаботится о себе сам. Ура, ваши 3 минуты прошли и ваши зубы чисты! Завершить работу значит закончить ее и сложить вещи. После чистки зубов нужно закрыть кран, убрать щетку и пасту и убедиться, что паста не осталась на лице!
Более сложные задания, такие как написание доклада, требуют большей работы над собой на каждой стадии, но базовые элементы остаются прежними.
Вот как вы можете провести ребенка по трем стадиям:
1. Организовать работу
Объясните, что этот шаг значит все, что необходимо для полной готовности к работе. Это о том, что необходимо выяснить, что нужно ребенку сделать и собрать все необходимые инструменты. Например: «Итак, тебе нужно написать доклад по книге. Что тебе требуется, чтобы начать эту работу?» Помогите ребенку составить список. Например: выбрать книгу; убедиться, что ее одобрил учитель; записать название книги и имя автора; взять книгу из библиотеки; пометить дату возврата книги в календаре.
Затем помогите ребенку обдумать, какие инструменты потребуются: книга, бумага и ручка для заметок, список вопрос учителя, на которые требуется ответить, обложка для доклада. Пусть ребенок соберет все необходимое в том месте, где он будет выполнять работу.
По мере выполнения работы показывайте ребенку, как использовать список, чтобы проверить, что уже сделано и переходить к следующему пункту. Показывайте, как дополнять список. Побуждайте ребенка думать: «ОК, я сделал эти вещи. Теперь, что следующее? Ах, да, начать читать книгу». Добавляйте пункты в список: прочитать книгу, изучить рекомендации учителя, начать писать доклад.
2. Оставаться сосредоточенным
Объясните, что эта стадия о том, как работать и продолжать работать. Расскажите ребенку, что это значит делать то, что задумано, следовать списку, продолжать работать не отрываясь.
Это также значит оставаться сфокусированным, когда что-то еще отвлекает внимание ребенка. И это самое трудное! Помогите ребенку изучить, как справляться и противостоять неминуемому соблазну отвлечься. Во время работы над докладом, отвлекающая мысль может прийти в голову ребенка: «Мне хочется сыграть в баскетбол». Учите детей противостоять этому импульсу, спрашивая себя: «Собирался ли я это сейчас делать?»
Объясните, что маленький перерыв, чтобы размяться и затем вернуться к работе – это хорошо. И что ребенок может запланировать игру в баскетбол на то время, когда работа будет сделана. Расскажите ему, что оставаться сфокусированным иногда трудно, но с практикой это становиться проще.
3. Завершить работу
Объясните, что эта стадия начинается после окончания работы. Поговорите о таких вещах, как переписывание на чистовик и проверка работы с родителями на предмет грамматических ошибок.
Побуждайте ребенка выполнить важные финальные шаги: подписать работу, вложить в обложку, положить в папку со школьными бумагами, положить папку в портфель, чтобы быть готовым к сдаче.
Вот на чем можно потренироваться:
- приготовления ко сну
- сборы с утра
- уборка комнаты ребенка
- порядок на рабочем столе
- кормление домашнего питомца
- сборы в спортивную секцию
- тренировка на уроках музыке, танца или в гимнастическом зале
- поделки
С чего начать?
Ниже перечислены рекомендации, как начать обучение методу 1-2-3:
1. Расскажите об этом методе
Начните разговор с использования примера выше. Спросите у ребенка о его мнении. Сложно это или просто? Делал ли он что-то из того раньше? Хочет ли он что-то из этого делать лучше, чем сейчас?
2. Определите выгоду
Проведите «мозговой штурм» для того, чтобы определить, что станет проще и лучше, если ваш ребенок будет более организованным и сосредоточенным. Может быть, домашняя работа будет выполняться быстрее, и появиться больше времени на игры? Или же будет меньше ворчания по поводу выполнения домашних обязанностей? И несомненным плюсом останется чувство гордости за выполненную работу, ребенка и ваше.
3. Покажите свои ожидания
Ненавязчиво демонстрируйте ребенку, что вы ожидаете от него работы над этими навыками, и что вы будете рядом, чтобы помочь им.
4. Создайте план
Решите, на чем в первую очередь нужно сфокусироваться. Вы можете предложить три вещи и позволить выбрать ребенку одну из них. Например, если домашняя работа или определенная работа по дому всегда выполняется с трудом, это то, с чего нужно начать.
5. Чувствуйте себя комфортно в роли наставника
Чтобы достичь лучших результатов, вы захотите быть ненавязчивым помощником для ребенка. Вы можете задавать вопросы, которые помогут ребенку продолжать начатое. Но используйте эти вопросы, чтобы понять направление мыслей ребенка и его понимание, что должно быть сделано. Цените его прогресс, но не заходите слишком далеко. Самоудовлетворение, которое чувствуют дети, есть более мощная мотивация. Узнавайте мнение ребенка о том, как у него идут дела.
6. Начните думать вопросами
Хотя, возможно, вы этого не осознаете, каждый раз, выполняя задание, вы задаете себе вопросы, а затем отвечаете на них мыслями и делом. Если вы хотите выгрузить продукты из машины, вы спрашиваете себя:
Вопрос: Все ли я достал из багажника?
Ответ: Нет. Пойду взять все, что осталось.
Вопрос: Закрыл ли я багажник?
Ответ: Да.
Вопрос: Где молоко и мороженое? Мне нужно убрать их первыми.
Ответ: Сделано. Что дальше?
Побуждайте ребенка начать думать о заданиях, как о череде вопросов и ответов. Предложите, чтобы они задавали эти вопросы вслух и затем отвечали на них. Эти вопросы, мы надеемся, будут жить в памяти ребенка. И с практикой, они научатся задавать их без напоминаний.
Работайте вместе, чтобы понять, какие вопросы нужно задавать, чтобы выбранное задание было выполнено. Вы можете даже записать их на бумаге. Начните задавать вопросы, и пусть ребенок отвечает на них. Позже, передайте обязанность задавать вопросы ребенку.
Вещи, о которых нужно помнить
Чтобы научить ребенка разбивать задачи на три шага, потребуется время. Время также потребуется на то, чтобы ребенок научился применять эти навыки к своим заданиям. Иногда, кажется проще сделать это за них. Это действительно займет меньше времени.
Но сложность состоит в том, что дети не учатся, как быть независимыми и успешными, если родители на подхвате в любой сложной или комплексной задаче.
Вот почему это стоит вашего времени и усилий:
Дети приобретают новые умения, которые им нужны – как собрать завтрак, завязать шнурки, подобрать одежду, выполнить домашние задания.
У них будет развиваться самостоятельность. Дети, которые одеваются сами в возрасте 4 лет, чувствуют себя взрослыми. Это хорошее чувство, которое разовьется со временем, когда они будут учиться выполнять больше без посторонней помощи. С этого хорошего чувства ребенок начинает развивать веру в себя. «Я могу это сделать!»
Ваши твердые, но добрые ожидания, что ребенок должен начать выполнять определенную работу самостоятельно будут посылать ему сообщение. Вы усилите его независимость и побудите его принять на себя определенную ответственность. Дети будут учиться тому, что другие имеют ожидания и что они могут их оправдать.
Этот способ обучения может быть прекрасным жестом. Вы тратите время, чтобы показать детям, как что-то делать с интересом, терпением, любовью и добротой. Дети будут чувствовать вашу заботу и любовь. Подумайте об этом как о том, что вы наполняете виртуальный ящик инструментами, важными для жизни ребенка.
|